Попадая на новый объект или увидев новое здание мы так или иначе его начинаем бессознательно оценивать, оно может вызывать у нас разные чувства и эмоции.
Восприятие сред и пространств
Знакомство с новым строительным объектом заканчивается составлением краткого резюме или вывода, к которому мы приходим на основании увиденного. Здание нам может понравиться или не понравиться, оно может быть воспринято положительно или отрицательно, и все это будет зависеть от ряда причин, к которым относятся:
- психологические особенности личности;
- окружающие объекты;
- история объекта;
- представление объекта средствами массовой информации.
Впечатление складывается за доли секунд, и изменить первое впечатление очень сложно. Снаружи ничем непримечательное здание вряд ли окажется существенно лучше внутри, хотя все может быть.
Множество ученых пыталось определить, как человек воспринимает здание, в чем секрет успеха, и какие здания больше нравятся людям. Успешность этих изысканий была разной, но, пожалуй, одними из самых успешных можно признать работы Колина Элларда, который проводил испытания и измерял, как менялись показания приборов в разных средах. Но даже он не пришел к кардинально новым выводам, он доказал, что людям нравятся разнообразие, плавные линии, гармоничные решения.
Рисунок 1. Часовня Бошьес в ЮАР вызывает чувство благоговения, уюта и спокойствия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вызываемые чувства
Спектр чувств, которые может вызывать архитектурный объект, в своей работе, описал В. В. Мейер.
В его списке оказались те чувства, которые связывают человека как личность и окружающую среду:
- чувство места, то есть постоянное ощущение причастности к чему то-то городскому, чему-то большому;
- чувство идентификации которое очень похоже на чувство места, но оно более родное и скорее относится к местам проживания;
- чувство связи, оно возникает, когда цепь ощущений длится и не прерывается в течение долго промежутка времени;
- чувство ориентации или чувство легкого распознавания структур;
- чувство истории, к которому относится ощущение прошлого и будущего движения во времени;
- предчувствие приключения, которое рождается накануне поездок в новые места;
- чувство приезда, относящееся к эмоциям и чувствам при попадании в новое место или возвращении в прежнее;
- чувство удовлетворения от получения желаемого.
Рисунок 2. Особенности восприятия пространства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура несмотря на всю ее безмолвность и неподвижность может очень сильно влиять на гамму испытываемых человеком чувств. Она не может обнять, но в то же время может быть теплой и уютной. Она не может навредить или ранить, но в тоже время может быть холодной и отталкивающей. Архитектура вызывает большой спектр эмоций, в том числе отвращение, слабость, боль, радость, подавленность, неприятие, скуку, дискомфорт, индифферентность, тяжесть, интерес, принятие, комфортность, душевный подъем, активность, легкость, силу, блаженство.
Величественный объект в стиле классицизма может вызвать чувство благородства, чувство гордости. Запутанная инфраструктура аэропорта или вокзала наоборот окажется причиной возникновения чувства неуверенности. Целое море чувств и все они связаны друг с другом и определенными переживаниями.
Невозможно получить одинаковые оценки здания от разных людей, психологические особенности личности влияют на наше восприятие. Высокое здание может подавлять меланхоликов и вдохновлять сангвиников. Но общее впечатление о том или ином объекте мы все же составить можем, для этого нам потребуется провести опорос и выявить доминирующее чувство, которое возникает при рассмотрении объекта.
Но этот анализ будет отчасти искусственным, потому что далеко не каждый прохожий будет анализировать возникающие у него в ответ на определенную архитектуру чувства.