Вилла в Сирмионе
Вилла Древнего Рима в Сирмионе – это целостный архитектурный ансамбль древнеримских правителей. Прямоугольное в плане сооружение имело длину 159 метров, большой перистиль в центре и два выступающих корпуса по продольной оси.
Рисунок 1. План виллы в Сирмионе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Время строительства виллы: конец I – начало II века нашей эры. Южный выступ здания с террасой был обращен к озеру. Служебные помещения нижнего яруса были заглублены в землю. По коротким сторонам здания располагались жилые помещения и писцина, по длинным – коридоры и криптопортики. Вилла в Сирмионе имела ступенчатый силуэт, поскольку верхние ее этажи несколько отступали от края здания, образуя тем самым террасы с портиками и экседрами.
Вилла Русси близ Равенны
В противоположность компактному и высотному объему вышеупомянутой постройки вилла Русси представляла собой протяженную систему построек и дворов, которые заключались в квадратную ограду со стороной 150 метров. Примечательно, что данная вилла не имело ярко выраженной осесимметричной композиции.
Северную часть архитектурного ансамбля занимала резиденция владельца, состоявшая из залов с мозаичными полами вокруг двух перистильных дворов. Центральный зал перистиля имел два этажа. С востока к парадной части виллы присоединялся производственный двор, с юга – огромный сарай с колодцем и водоемом для животных. Также на вилле были найдены остатки кузницы и керамической мастерской.
Вилла Адриана
По сообщениям современников вилла Адриана являлась «царицей императорских вилл античного мира». Постройки этой виллы сильно пострадали в результате хищнических раскопок, поэтому на сегодняшний день трудно представить себе в подробностях этот уникальный и богатый комплекс. Основная часть построек виллы была возведена в период с 118 по 138 годы нашей эры под руководством Адриана. Некоторые сооружения были возведены уже после смерти императора.
По описанию античных источников, по желанию Адриана на его резиденции были построены копии некоторых прославленных местностей (например, Темпейская долина и т.д.). Помимо этого, здесь были возведены такие объекты, как:
- Пойкиле;
- Ликей;
- Академия;
- Пританей;
- Каноп.
Надо сказать, что все эти сооружения не были точными копиями существующих зданий, они были лишь весьма отдаленными вариациями на темы этих объектов. Многие постройки виллы должны были рассматриваться в совокупности с пейзажами. Построенная вилла на склоне холмов была ориентирована с севера на юг. Наиболее возвышенными сооружениями императорской виллы были Академия и Золотая площадь. Площадь виллы с востока и запада ограничивалась долинами. Комплекс сооружений расположен таким образом, что зритель находился в наиболее низкой точке, горизонт его был ограничен. Яркая зелень холмов и блеск мрамора великолепных сооружений ограничивался на горизонте высокими холмами, которые развертывались все больше с каждым шагом посетителя.
Рисунок 2. Вилла Адриана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что в плане виллы отсутствует регулярность. Он расчленяется на четыре группы построек: зону Больших перистилей, Пойкиле, Каноп и Академию. Каждая из этих зон была четко организована вокруг своей доминанты. Один из малых ансамблей образуют сооружения, которые сконцентрированы вокруг прямоугольного перистиля Золотой площади (она получила свое название благодаря обилию и богатству сделанных здесь находок).
Масштаб соседних построек был уменьшен, что заставляло воспринимать соседствующие с перистилем постройки как более грандиозные. Вдоль более коротких сторон площади был расположен вестибюль и приемный зал императора.
Следует выделить здания Золотой площади с точки зрения того, насколько далеко римские архитекторы пошли в области освоения криволинейных конструкций. Центрический купольный вестибюль представлял собой пространство весьма сложной формы. Нагрузки от купола воспринимались угловыми конструкциями здания, к которым в интерьере примыкали колонны. Отмечаемую центральную ось архитектурного ансамбля продолжал длинный уличный бассейн с фонтанами, который подходил ко входу в юго-западную часть комплекса.
При всей ясной симметричности композиция данной главной части архитектурного ансамбля является весьма сложной. Среднее помещение было квадратным в плане и имело восемь опор, расположенных крестообразно. Эти вертикальные конструкции воспринимали нагрузку от восьмичастного купола диаметром около 20 метров. Ниши с апсидами, расположенные в углах, имели дугообразные портки, выступающие наружу. Проходы, устроенные между ними, заполнялись портиками обратной кривизны. Подкупольное пространство главного зала было визуально расширено при помощи портиков проходов. Считается, что в постройках юго-восточной части Золотой площади была достигнута стройная организация последовательно подчиненных друг другу объемов. Ядра данного сложного комплекса сочетались различными видами сводов. Купол производил внушительное произведение на зрителя. Он был сопоставлен с миниатюрными колоннами портиков и небольшим куполом вестибюля, что позволяло главному куполу занимать главенствующую роль в архитектурном ансамбле Золотой площади.
К северо-западу от Золотой площади по уровню понижающейся местности располагались жилые покои императора, а также дома его свиты и гостей, далее располагалась библиотека, слева – шикарная терраса, с которой открывался вид на Темпейскую долину. Двор греческой библиотеки подходил к Морскому театру, зданию, служившему местом занятий императора.
Недалеко от Морского театра располагалось самое грандиозное сооружение виллы – Пойкиле. Оно было построено под впечатлением от известного портика греческих Афин. Здание имело размеры 232 х 97 метров и образовывало площадь с писциной в центре, которая окружалась специальными портиками для прогулок.