Венцель Коберхер
Венцель Коберхер (1557 - 1634) – это фламандский архитектор, художник и гравер.
Коберхер стоял во главе фламандской интерпретации барокко, которое основывалось на образе древнеитальянских построек римской школы барокко. Коберхер обучался архитектурному мастерству в мастерской Мартина де Воса. Известно также, что будущий архитектор изучал работы великих мастеров в Париже, Неаполе и Риме (1583 – 1604).
Начиная с 1605 года Венцель Коберхер занимал должность инженера-архитектора при правителе Испанских Нидерландов. Также он разрабатывал запрестольные образы в церквях Италии, однако, наиболее интересной его деятельностью традиционно считается архитектурное проектирование.
В число известнейших сооружений Венцеля Коберхера входят такие здания, как собор святого Августина в Антверпене и церковь Нотр-Дам в Монтейге.
Венцель Коберхер помимо архитектуры занимался археологией и имел несколько опубликованных трудов, связанных с данной сферой.
Фламандское барокко
В католической Фландрии главным центром архитектурного искусства барокко был Антверпен.
Интересно, что в создании почвы для местного барокко участвовала живопись. Речь идет о картинах, написанных в конце XVI века и относящихся к позднему Возрождению или Маньеризму.
Рисунок 1. Иезуитская церковь в Антверпене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В XVII веке некоторые художники из Фландрии (регион в южной части Голландии) создавали произведения, которые сильнейшим образом повлияли на мастеров последующих поколений.
Следует заметить, что архитектурный стиль барокко перекочевал на север из Италии. В этой связи в северной части Европы с течением времени наблюдалось все больше и больше приверженцев этого стиля.
Что касается живописцев фламандского барокко, то они использовали исключительно теплые оттенки, разбрасывая краски по холсту энергичными мазками, что усиливало драматический эффект сюжетов.
История развития стиля барокко отражает постепенный упадок страны, отсюда и драматический характер различных скульптурных и живописных сцен. Несмотря на то, что голландское барокко процветало как никогда ранее, фламандское барокко зависело от нескольких ключевых персон, работающих в большинстве своем в Антверпене.
Одним из таких ключевых деятелей был Питер Пауль Рубенс. Его красочные картины изображали легендарных персонажей из греческой мифологии в самые драматические моменты. Автор использовал весьма спонтанную технику для воплощения жизни Давида, изображенного на картине. Также Рубенс писал портреты королевы Анны и короля Франции Людовика XIII.
Архитектура барокко в Нидерландах
Развитие барочной архитектуры в Южных и Северных Нидерландах началось со второй половины XVI века и пошло различными путями. В Бельгии и Голландии в XVII веке барокко было распространено весьма широко, и если в бельгийской архитектуре барокко находилось в фазе расцвета, то в голландском зодчестве оно ограничивалось лишь применением определенных декоративных элементов, обогащавших рационалистический внешний вид сооружений.
Как уже отмечалось выше, в развитии архитектуры бельгийского барокко имело большое значение творчество П.-П. Рубенса. Его путешествия в Италию и Испанию повлияли на освоение бельгийскими архитекторами ренессансных и барочных архитектурных форм этих стран. Следует отметить, что Рубенс являлся автором большого количества архитектурно-декоративных работ (например, триумфальных арок), дошедших до наших дней в виде эскизов. Рубенс разработал проект собственного дома в Антверпене (за основу были взяты итальянские палаццо). Оформление здания отличалось оригинальностью общей концепции в сравнении с другими сооружениями того времени. Ныне здесь располагается дом-музей художника.
Одним из преобладающих типов сооружений того времени были католические религиозные постройки. Наиболее характерной является церковь Михаила в Лувене. Архитектором церкви был крупный мастер барокко, ученик Рубенса, Лука Файдгерб. Здание имело крестообразную трехнефную структуру. Центральный ризалит фасада – трехъярусный. Верхний ярус здания решался в виде фронтона по нидерландским канонам. Боковые же части были одноэтажными. Фрагменты фасада здания объединялись волютами, сооружение отличалось пышностью, и вместе с тем живостью декоративных деталей.
Что касается гражданских построек, то в VII веке в Бельгии в большом количестве строились производственные здания. Большинство зданий такого типа было построено Антверпене, Брюсселе и других крупных городах. Типичные образцы архитектуры того времени были сосредоточены на рыночной площади в Брюсселе.
Следует заметить, что бельгийские архитекторы оставались верными архитектурным традициям светских городских построек предыдущих лет: все новые сооружения представляли собой четырех-пятиэтажные объекты с узкими фасадами, которые завершались «традиционными» щипцовыми фронтонами. Помимо этого, применялось большое количество разнообразных элементов. В этой связи фронтоны начали приобретать форму «усложненного» барокко, на фасадах появляются ордеры, балюстрады и кариатиды.
Наиболее плодотворным в архитектурном плане стало второе десятилетие XVII века. В этот период во Фландрии развернулось строительство нескольких десятков церквей с богато украшенным интерьером (церкви для августинцев в Антверпене). Главным архитектором этого крупного проекта был Венцель Коберхер. В большей мере выделялась иезуитская церковь в Антверпене (архитектор – Петер Хюиссенс).