Римские форумы
Следует заметить, что во всех римских форумах прослеживается одна и так же идея замкнутой осевой композиции – ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади.
Перистилем или перистилиумом называли открытое пространство (двор или сад), которое окружалось с четырех сторон ордерной колоннадой.
В начальный период времени форумы обычно служили рынками. По периметру таких сооружений обычно возводились специальные галереи, к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. Со временем такие крупные комплексы превратились в парадные площади для торжественных собраний, различного рода церемоний и культовых действий.
Идейной композицией такого выдающегося архитектурного ансамбля обычно был храм, который располагали на середине узкой стороны прямоугольной площади. Такое сооружение обязательно возвышалось на подиуме и являлось доминирующем в композиции. Древнеримский храм в плане имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Данная композиция в те времена считалась традиционной и своими истоками уходила к древнейшим храмам этрусско-архаического периода.
Рисунок 1. Форум Траяна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фронтальное построение храма подчеркивало в общей композиции форума глубинно-осевую структуру, а выдающийся портик сооружения делал акцент на входе в храм. В республиканском Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императорами форум был интерпретирован как монумент собственной славы.
По своему величию и великолепию среди остальных сильно выделялся форум императора Траяна. Архитектором сооружения был Аполлон Дамасский, он занимался возведением комплекса сооружений с 112 по 117 годы. В форуме помимо основной площади и храма был возведен удлиненный зал с пятью пролетами, он представлял собой базилику 55 х 159 метров и два симметричных здания библиотек, между которыми возвели мемориальную колонну Траяна высотой 38 метров. Мраморный ствол колонны был покрыт специальной спиральной лентой барельефа, на которой были изображены все победы Траяна в военных столкновениях. Парадным входом в форум служила триумфальная арка, а центре площади стояла статуя императора. Колоннады и портики архитектурного ансамбля выполнялись из мрамора, они могли иметь различные и нередко огромные размеры.
Строящиеся на входах в форумы триумфальные арки получили впоследствии очень широкое распространение. Наиболее известными мемориальными сооружениями того времени являются:
- арка Тита (70-е годы нашей эры);
- арка Константина (IV век);
- арка Августа на Римском форуме (29 г до нашей эры).
Римские театры
Внешний вид зданий римских театров основывался на греческих традициях. Однако, в отличие от древнегреческих театров, располагающихся на естественных склонах гор, древнеримские театры представляли собой отдельно стоящие здания со сложной конструкцией, созданной специально для поддержки зрительских мест. Такие здания имели радиальные стены, столбы и лестницы, а также проходы внутри основного полукруглого объема в плане.
Здесь следует упомянуть и Колизей. Крупнейший римский амфитеатр, один из крупнейших римских амфитеатров, предназначенный для проведения гладиаторских боев, имитации морских сражений и других состязаний. Эллиптическое в плане сооружение вмещало до 50 тысяч зрителей. Здание было расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей, основная функция которых заключалась в грамотной организации потоков посетителей. Система лестниц связывала данные галереи с выходами и входами в здание, расположенными по его периметру.
Каркас сооружения составляет 80 радиально направленных колонн и стен, воспринимающих нагрузку от перекрытий. Наружная стена здания состоит из травертиновых квадратов. Верхняя часть этой стены складывается из бетона. Для облицовочных и отделочных работ широко применялся мрамор и туф.
Рисунок 2. Колизей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что в конструкции Колизея древние зодчие довольно грамотно использовали свойства каменных материалов и бетона. В несущих элементах, таких как арки и колонны использовался наиболее прочный материал – травертин. Радиальные стены Колизея были сделаны из туфа и облицованы кирпичом (их частично разгрузили кирпичные арки). В конструкцию бетонного свода архитекторы ввели пемзу для облегчения его удельного веса. Каркасная структура Колизея была функционально целесообразной, она способствовала оптимальному естественному освещению внутренних галерей, проходов и лестниц, и при этом была экономна по затрате материалов.
Римские термы
Термы в Древнем Риме представляли собой достаточно сложный многофункциональный комплекс сооружений, предназначенный для омовения и различных мероприятий, связанных с отдыхом и развлечениями. Так, открытые площадки терм проектировались для спортивных упражнений, залы – для общественных собраний, большие помещения – для игр. Композиционную основу комплекса сооружений составляли специальные залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий), а после – в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), имеющее в своем центре бассейн с горячей водой. Главные залы достигали огромных размеров, поскольку предназначались для одновременного пребывания большого количества людей.
На сегодняшний день известно, что в Древнем Риме было построено одиннадцать императорских терм и около 800 небольших частных терм. Главное здание терм нередко достигало внушительных размеров (например, в термах Каракаллы оно имело габаритные размеры 216 х 120 метров). Данные сооружения, как правило, окружались большими садами, площадками для отдыха и игр.
Технической основой для строительства таких величественных общественных комплексов, несомненно, является накопленный уже к тому времени опыт в создании смелых конструктивных форм – сводов и куполов из бетона.