Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Церковь Иль-Джезу в Риме

Общие сведения о церкви Иль-Джезу

Определение 1

Церковь Иль-Джезу – это собор ордена иезуитов, располагающийся в Риме. В церкви похоронен основатель ордена – Игнатий Лойола. Церковь Иль-Джезу является одним из самых известных религиозных сооружений Рима.

Здание было построено в период с 1568 по 1584 гг. в духе архитектуры маньеризма, которая предвещала эстетику стиля барокко, господствовавшего в Европе несколько позднее. Строительством здания занимались архитекторы Виньола и Джакомо делла Порта. Последний был учеником Микеладжело.

Замечание 1

Примечательно, что первоначальный проект церкви принадлежал Микеланджело, однако, его отклонил кардинал.

Церковь Иль-Джезу была принята за канон для всех иезуитских религиозных сооружений в Европе (преимущественно расположенных на территории современной Польши, Литвы, Белоруссии и Украины).

<a href=Архитектура церкви Иль-Джезу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Архитектура церкви Иль-Джезу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одной из основных художественных ценностей данной церкви является уникальная фреска на плафоне. Написанные на нем фигуры создают иллюзию, что они действительно парят под потолком и даже отбрасывают на него тень.

Архитектура сооружения

Как уже отмечалось выше, церковь Иль-Джезу – это наиболее известное сооружение архитекторов Виньолы и Джакомо делла Порта в области церковной архитектуры. Строительство было начато в 1568 году, под конец творческой деятельности Виньолы, и завершено в 1575 году уже после смерти архитектора (работами руководил делла Порта, который обновил внешний вид фасада).

«Церковь Иль-Джезу в Риме» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Пространственный облик церкви являлся логическим продолжением типа сооружений, пример которых был дан Микеланджело (церковь Санта-Мария Анджели). Продолжая вектор, заданный великим архитектором, Виньола окончательно отошел от типа центрального здания и выбрал удлиненную форму с однонефным пространством огромного размера. Купольная часть, как и ранее, имеет большое значение в архитектуре здания, при этом боковые крылья сооружения были сокращены до минимума. В результате габариты здания в плане образовывали прямоугольник с соотношением сторон 1:2. По обеим сторонам от главного объема располагаются капеллы.

Церковь Иль-Джезу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Церковь Иль-Джезу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алтарная часть здания соединяется со зданием церкви в виде полукруглой экседры. Подобная форма церковного сооружения стала ведущей для всей эпохи. Примечательно, что даже в архитектуре собора Святого Петра отразилось это влияние (в позднейшей пристройке передней части собора, архитектор – Карло Модерна). Таким образом, церковь Иль-Джезу под авторством Виньолы послужила своеобразным примером для многих более поздних религиозных построек.

Центральные сооружения являются идеалом, к которому стремились все религиозные архитекторы эпохи Кватроченто. Однако, их архитектура оказалась весьма недолговечной и вскоре такие сооружения были заменены продолговатыми в плане постройками.

Подход к проектированию

Для проведения некоторых религиозных ритуалов был разработан новый, прямоугольный продолговатый план здания. Однако, не только религиозные обряды послужили причиной перехода к продолговатому плану.

В европейской архитектуре наблюдался рост барочных тенденций. Он проявлялся в отказе от спокойных, уравновешенных форм и четких пропорций.

Следует отметить, что подобные процессы происходили не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре и декоративном искусстве. Преобладающую роль здесь играла проблема движения, проблема незавершенности. Именно в этот период пришел конец гармоничному равновесию и самодостаточности.

В области строительства это также проявлялось в стремлении к неустойчивым формам и пространственным эффектам. Абсолютно симметричное сооружение по двум осям олицетворяло монументальную статичность, спокойствие и незыблемость. Но эти признаки не отвечали новым тенденциям в архитектуре. Здание, продолговатое в плане, стало источником всевозможных архитектурных нарастаний.

В церкви Иль-Джезу купол не утрачивал своего значения, он являлся дополнением к религиозному сооружению. Он, как и в более ранних сооружениях, служил центром композиции и распространял свое влияние на все здание.

Фасад здания, выполненный Джакомо делла Порта, также иллюстрирует целую эпоху в развитии архитектурного стиля. Проект Виньолы подразумевает акцентуацию внимания на переднем фасаде, остальные имеют второстепенное значение.

Развивая передний фасад, Виньола подчеркнул центральную ось симметрии здания и продольный характер объекта. Он окончательно порвал с центральной композицией, характерной для Высокого Ренессанса. Фасадное исполнение развивало идею плоскостной композиции типа фасада церкви Санта-Мария Новелла. Сходство отмечается как в конструктивной схеме, так и в стилевой. Фасад Виньолы является типичным образцом оформившихся барочных идей, но в то же время он существенно отличается от поздней его интерпретации Джакомо делла Порта. Вариант Виньолы более спокоен и ясен, в основе его композиции лежит типичный барочный принцип построения, отмеченный еще в работах Микеланджело. Центр тяжести был перенесен на срединную область, а боковые поля фасада отодвигались назад и играли второстепенную роль.

Фасад церкви разделен на несколько частей при помощи пилястр, при этом их ритм усиливается в центре. Фасадная плоскость, благодаря этим неравным интервалам дает ощущение «волнующегося фасада». Разорванные фронтоны и волюты являются здесь важными средствами декора. Неудивительно, что все вышеописанные приемы были популярны и позднее.

Аналогичную тенденцию можно отметить в более мелких декоративных деталях и украшениях. Здесь преобладали дугообразные формы: мотивы раковин, свисающих гирлянд и украшенные небольшие ниши. Даже статуи утратили свою статичность – они значительно усложнились, складки их одежды легли нарочито причудливо.

Дата последнего обновления статьи: 21.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot