Азамкирхе
Азамкирхе (церковь святого Иоанна Непомука) – это церковь, располагающаяся в Мюнхене и построенная в период с 1733 по 1746 г. братьями Азам.
Здание считается одним из самых ценных архитектурных шедевров позднего барокко. Изначально религиозное сооружение задумывалось как капелла для проживавших в Мюнхене братьев Азам. После того, как одному из братьев, Эгиду Квирину удалось приобрести несколько земельных участков, расположенных неподалеку от его жилого дома, он совместно со своим братом-скульптором Космасом Дамианом занялся возведением церкви.
Примечательно, что церковь проектировалась и строилась не на заказ, а как частное сооружение во хвалу Богу и во спасение душ зодчих. Это позволило архитекторам разработать проект, который не основывался на пожеланиях заказчиков.
Эгид Кверин Азам имел возможность из окна своего дома видеть главный алтарь церкви Азамкирхе.
Несмотря на то, что церковь задумывалась, как частная, в определенный момент братья были вынуждены открыть ее для посещения публики после многочисленных протестов.
Эгид Квирин рассчитывал возвести церковь как религиозное сооружение для покаяния молодежи. Внутри здания находятся семь исповедален, украшенных аллегорическими изображениями.
Следует заметить, что фасад церкви выполнен в стиле барокко и вписывается в стилевую концепцию улицы Зендлингер (он лишь слегка выступает за плоскость остальных фасадов).
Рисунок 1. Азамкирхе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Церковь святого Иоанна Непомука расположена на участке размером 22 на 8 м. В этой связи весьма удивительным является творение братьев-архитекторов. Им удалось гармонично связать архитектуру, живопись и пластику в двухъярусном пространстве религиозной постройки. В большей мере зодчим удалось реализовать освещение хоров: спрятанные за карниз фигуры Пресвятой Троицы эффектно освещались с тыльной стороны. Сам же венчающий карниз выполнен таким образом, что у зрителя создается впечатление, что он парит в воздухе.
Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам
Старший из братьев – Космас Дамиан Азам (1686 – 1739) являлся в большей мере скульптором, однако, известны его архитектурные проекты. Большинство проектов выполнил со своим братом.
Космас Дамиан являлся одним из главных мастеров потолочной живописи в период развития архитектурного стиля барокко. Известно, что он работал над оформлением таких объектов, как:
- замок в Брухзале;
- замок в Эттлингене;
- монастырь в Вайгартене.
Известно, что в 1713 году Космас Дамиан получил премию Академии за свой рисунок «Чудо Святого Пио».
Младший брат, Эгид Квирин Азам (1692 – 1750) на пике своего профессионального творчества работал в стиле позднего барокко.
Учился архитектурному и скульптурному мастерству у своего отца. Как уже упоминалось выше, работал мастер в большей мере со своим братом, отсюда вытекало сходство в творческих направленностях двух мастеров.
В середине жизни Эгид Квирин Азам поселился в Мюнхене, умер в Мангейме.
Мюнхенская церковь Азамкирхе считается одной из наиболее известных работ архитектора в стиле позднего барокко. Среди прочих работ следует упомянуть отделку церковных помещений в Роре и Фрайзинге, строительство церкви монахов в Вельтенбурге, а также интерьер Собора Святого Иакова в Инсбруке.
Строительство и внешний вид церкви
В период строительства церкви Азамкирхе оба мастера проживали в Мюнхене. Религиозное сооружение было названо по фамилии братьев Космаса и Эгида.
Первоначально здание задумывалось как фамильная капелла семьи Азам. В процессе проектирования братьям удалось выкупить несколько соседних участков, что повлияло на архитектурный облик сооружения. В основу облика церкви был положен стиль южнонемецкого ответвления позднего барокко – пышный, роскошный и помпезный стиль.
Благодаря тому, что зодчие являлись одновременно заказчиками и исполнителями проекта, здание получилось максимально вычурным даже с точки зрения барокко. Несмотря на то, что церковь задумывалась как фамильная постройка, жители Мюнхена на протяжении долгого времени требовали открыть ее для публичного посещения. В конце XVIII века хозяева сооружения пошли на уступки и церковь Азамкирхе стала общественным религиозным центром.
Фасаду, выходящему на Зендлингерштрассе отведено лишь 8 метров. Но даже на этом скромном пространстве зодчим удалось создать невероятное по своей красоте барочное убранство: портал, опирающийся на колонны и завершающийся скульптурами святых, несколько пилястр с позолоченными капителями, а также высокое центральное окно, доходящее до свода.
Внутри церкви зрителя ожидают скрупулёзно расписанные интерьеры. При взгляде на них создается впечатление, что они выполнены из папье-маше. Визуально внутреннее пространство разделено на три зоны. Первая - самая нижняя – представляет собой проходы и скамьи, она выполнена в темных тонах. Вторая – средняя – олицетворяет собой гармонию синих и белых оттенков (здесь все декоративные детали посвящены императору). Верхняя зона выполнена в виде небесного царства: потолок богато украшен расписными фресками, которые искусно подсвечиваются из невидимых для зрителя окон. Главный сюжет фресок – деяния святого Иоанна Непомука (в его честь была освящена церковь после возведения).
Следует отметить великолепную алтарную скульптуру Святой Троицы, которая размещена напротив центрального витража церкви. Освещение продумано таким образом, чтобы скульптура всегда была окружена сияющим ореолом из солнечных лучей.