Московский метрополитен по праву считается самым красивым в мире. Если рассматривать его с точки зрения архитектуры, то это самый настоящий музей. Чтобы полюбоваться безупречными архитектурными решениями метрополитена, достаточно лишь купить один билет на проезд. Метро насчитывает 222 станции, каждая из них уникальна и неповторима, причем большинство из них были построены еще в советское время и признаны шедеврами архитектуры.
Рисунок 1. Московское метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В московском метро можно встретить архитектурные элементы ар-деко, ампира, готики, и, безусловно, национальные русские мотивы. Московское метро является обязательным пунктом всех экскурсий, что проводятся по городу. Его неповторимые элементы по достоинству оценят любители искусства и архитектуры.
Как строилось московское метро?
Московское метро является единственным в мире метрополитеном, который не имеет две одинаковые или схожие по архитектурному оформлению станции. Эта традиция была заложена еще в 1935 году, в момент его основания. Именно тогда был построен его первый участок, который располагался между станциями «Парк Культуры» и «Сокольники».
Причина такого пристального внимания к художественному оформлению и внешним архитектурным эффектам московского метро кроется в желании вождей Советского Союза донести до иностранных гостей и соотечественников всеми возможными путями мысль о могуществе русского государства.
Не удивительно, что самые красивые станции метрополитена оформлены именно в стиле сталинского ампира.
Рисунок 2. Сталинский ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этот стиль отличается ярко-выраженной парадностью и торжественностью, он отсылает посетителей метро к эпохе правления императора Александра I и к эпохе наполеоновских войн. Эти периоды считались великими империями недавнего прошлого, их характер и настроение запечатлены в архитектурных элементам московского метро.
Еще до начала Великой Отечественной Войны открылись две новые линии метрополитена. Даже во время военных действий строительство Московского метро не было остановлено. Однако своего апогея метрополитен достиг в послевоенный период. Внутреннее архитектурное оформление станций метрополитена напрямую зависит от конкретного конструктивного проекта. Каждая станция была оформлена по-разному для того, чтобы посетители метрополитена проще ориентировались в своем местонахождении. Узнавая из окон вагона знакомой архитектурное оформление, они сразу понимали, на какой станции подземки находятся.
В 1960 годах в период СССР несколько изменился подход к архитектурному оформлению московского метрополитена: ключевое место принадлежало плановому строительству по готовым проектам. Создавались типовые проекты метрополитена, однако традиция того, что каждая остановка должна быть уникальна и неповторима, сохранилась и по сей день. Архитекторы старались возводить в каждой станции метрополитена небольшие отличия, создавать уникальные особенности и придумывать особый стиль оформления, который будет присущ только одной станции. При строительстве многих станций использовались окаменелости, которые были найдены в ходе постройки.
Официального списка самых красивых станций московского метрополитена в плане оригинального архитектурного оформления не существует. Но, несмотря на это, мимо некоторых станций метро просто невозможно пройти, не остановившись на несколько минут. Эти остановки не только иллюстрируют различные архитектурные стили, но и освещают некоторые исторические и идеологические темы, прославляя тем самым жизнь отдельных героев или государства в целом.
Проблемы, возникавшие при строительстве московского метрополитена
Строительство Московского метрополитена занимает особое место в период второй и третьей пятилетки. Первая его очередь вошла в строй в 1935 году. В то время это событие воспринималось как всенародное торжество. Московское метро считалось достижением науки и техники и важной вехой на пути индустриализации государства.
Перед российскими архитекторами тогда была поставлена задача – соорудить подземные станции таким образом, чтобы человек не испытывал ощущения подавленности. Именно поэтому все станции были решены в виде обширных высоких помещений, архитектура которых создавала ощущение свободы и оптимизма.
Первая линия московского метро соединила центр столицы с Парком культуры и Сокольниками с продолжением ответвления на Смоленскую площадь и к библиотеке Ленина. Решение о строительстве московского метрополитена было принято в июне 1931 года Пленумом ЦК ВКП(б). тогда выдвигалось требование, чтобы метро имело не только высокое качество, но и соответствовало передовым технологиям не только в плане технического сооружения, но и могло показать образец новой культуры человека.
Тогда партия считала, что сооружение, которое будет обслуживать миллионы людей, должно гарантировать максимальный комфорт и удобство, прекрасное самочувствие и позитивное настроение посетителей метро. Каждая деталь подземки должна дарить эстетическое удовольствие.
Перед архитекторами, строителями, конструкторами и художниками была поставлена основная задача – создать московское метро таким образом, чтобы подземная атмосфера не угнетала население столицы. Поэтому архитектуру метрополитена нужно было решить таким образом, чтобы она стала единым композиционным целым, начиная с наземного вестибюля и заканчивая станционными залами.
Внешний облик каждой станции необходимо было индивидуализировать, применяя при этом чередование конструктивных приемов. Нужно было разнообразить системы освещения, архитектурные решения, а также гамму и цветовую палитру облицовочных материалов.
При строительстве московского метро возникало немало сложностей и проблем. Актуальной проблемой было сочетание элементов живописи, архитектуры и скульптуры. Эпоха того времени требовала от искусства подлинных монументальных образов, которые способны воплотить великие идеи и воздействовать на миллионы людей, максимально полно отражая при этом образы социалистической действительности.
Краткая история создания московского метро
Строительство московского метро началась в 1935 году. При проектировании первой линии метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» принимали участие архитекторы разных поколений.
Все они работали с различной стилистикой. Над архитектурой московского метро работали такие специалисты:
- рационалист Николай Ладовский (в числе его работ станция «Дзержинская» и вестибюль «Красных ворот»);
- пролетарский классик Иван Фомин (его работой является станция метро «Красные ворота»);
- молодые архитекторы Дмитрий Чечулин (станции метро «Комсомольская» и «Охотный ряд»), Иван Таранов (его работа - станция метро «Сокольники») и Алексей Душкин (станция метро «Кропоткинская»).
Историю создания архитектуры московского метро можно изложить в таком хронологическом порядке.
1938 год. Вторая очередь московского метро (Горьковский радиус от «Театральной» до «Сокола») была сконструирована именно в этот период. Тут собраны самые элегантные станции метрополитена: «Сокол», колонны которого плавно переходят в купола; станция «Аэропорт», свод которого изрезан утонченными рельефными полосами; станция «Динамо», на которой стены изготовлены из подсвеченного внутри оникса. Однако самой знаковой станцией московского метро в данный период считалась «Маяковская», которая была наполнена воздухом и светом.
Рисунок 3. Станция «Маяковская». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
1943-1944 года. Несмотря на то, что в стране проходила Великая Отечественная Война, строительство метрополитена продолжается. В этот период открывается 7 новых станций. Те архитектурные проекты, которые были разработаны до 1941 года, дополняются в этот период художественным оформлением, что связаны с Великой Отечественной Войной. Именно эти станции московского метрополитена становятся стали одними из первых памятников приближающейся Победы.
1950-1954 годы. Строительство новой трассы Арбатского радиуса и Кольцевой линии стали апофеозом сталинского стиля. Несмотря на то, что станции метрополитена были весьма разнообразны (готические элементы «Таганской», древнерусские мотивы станции «Добрынинская» и барочный стиль станции «Арбатская»), все они объединены предельной декоративностью и торжественностью. Всех их объединяла единая тема того времени – Победа в Великой Отечественной Войне.
Рисунок 4. Тема Победы в ВОВ в архитектуре метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
1957 год. Государственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» привело к тому, что были пересмотрены многие архитектурные проекты: значительно упростились станции «ВДНХ» и «Спортивная», впервые были открыты наземные станции «Студенческая» и «Кутузовская. В 1961 году была открыта типовая станция «Первомайская», которая отличалась колонной сборной конструкцией из железобетона (ее прозвали сороконожкой, поскольку она имела два ряда по сорок колонн в каждой). Образ «сороконожки» с облицованными стенами и колоннами из уникального сорта мрамора, а также ребристым потолком стал на многие годы доминирующей «визитной карточкой» архитектуры московского метро.
Рисунок 5. Станция «Первомайская». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
1970-1980 годы. Архитектура московского метро переходит на новый этап строительства – «третий путь», который сочетает в себе архитектурную индивидуальность сталинского стиля и индустриальные методы хрущевской постройки. Вновь возобновляется строительство глубоких станций метрополитена в центре, которые отличаются более репрезентативной архитектурой. В этот период модернизируется «сороконожка» и уже становится 26 пар колонн, возводятся односводчатые станции. А те станции, которые имеют типовую конструкцию, оснащаются индивидуальными архитектурно-художественными элементами.
1990-2000 годы. В этот период достраиваются проекты, что были начаты еще в советское время. Сюда можно отнести Люблянскую линию, которая наглядно демонстрирует разнообразие архитектурных конструкций. А также «парк Победы», что стал неким подземным продолжением мемориального комплекса на Поклонной горе. Строятся вторые выходы из станций – вестибюли с нейтральным художественным оформлением («Белорусская», «Маяковская» и «ВДНХ»).
Рисунок 6. Современная станция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
2010-ые годы. Активный поиск нового языка московского метро разворачивается в пространстве, которое ограничено установкой на «дворцовость». Несмотря на это, эксперименты с конструкцией и освещением приносят результаты. Ярким примером является цветной «Ломоносовский проспект» и «Жулебино», черно-белая станция «Новокосино», а также готическая «Волоколамская». Отдельной темой является работа с односводчатой станцией метрополитена: ее размеры, конструкция и решение свода демонстрирую удивительное разнообразие архитектурных решений, которые можно встретить только в московском метро.
2017-2018 годы. Активно строится станция московского метрополитена "Солнцево". К началу 2018 года были закончены работы по отделке колонн. На поверхности станции уже готовы павильоны для входа. В апреле завершается облицовка стен и сооружается технический спуск от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». В сентябре 2018 планируется официальное открытие "Солнцево".
Работая над архитектурой московского метро, специалисты объединили исконно русские художественные мотивы и современные отделки интерьера – различные световые коробы, что оснащены цветочным орнаментом, RGB-LED, что дополнены излучателями и прочее.