Уильям Кент
Уильям Кент (1684 – 1748) – английский архитектор и садовод, стоявший у истоков архитектуры классицизма в Англии. Работал совместно с Ланселотом Брауном и графом Берлингтоном (в доме последнего на улице Пикадилли проживал долгое время).
Даже спустя три столетия Уильям Кент продолжает приковывать внимание к своей персоне. Он был весьма разноплановым и одаренным человеком. Его карьера в области архитектуры основывалась на внутренней гармонии таланта, очарования и самоуверенности. В возрасте 25 лет Кент уехал в Италию и прожил там 9 лет. Эти годы дали ему возможность оценить итальянскую архитектуру изнутри. Впоследствии архитектор черпал вдохновение именно их римских сооружений.
Следует заметить, что наиболее ярко талант Уильяма Кента проявлялся в ландшафтном искусстве. На сегодняшний день не уцелело никаких зарисовок планов или отдельных элементов дизайна Уильяма Кента. Тем не менее, Кент создавал ландшафты, подобные картинам художников-пейзажистов:
- Клода Лоррена;
- Гаспара Пуссена;
- Сальватора Роса.
Именно такого свежего подхода к ландшафтной архитектуре так не хватало архитектору Чарльзу Бриджману. Это соавторство двух известных художников способствовало появлению нового витка развития ландшафтного дизайна.
Рисунок 1. Уильям Кент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уильям Кент родился в Бридлингтоне, в Северном Йоркшире. В молодом возрасте он отправился в Лондон для того, чтобы найти покровителя, который бы помог ему сделать карьеру художника. В 1710 году Кент нашел такого человека, который согласился отправить Уильяма на обучение в Италию, где тот вскоре был замечен сэром Уильямом Вентвортом и Джоном Честером.
В Италии Уильяма Кента представили соотечественнику Ричарду Бойлу. Этот богатый молодой аристократ, неплохо разбиравшийся в архитектуре, сыграл важнейшую роль в карьере Улильяма Кента, а также в возрождении архитектуры палладианизма. Данная форма классицизма была названа по имени ее основателя – Андреа Палладио.
После возвращения на родину Кент познакомился с Александром Поупом, также сыгравшим в его жизни важнейшую роль. Поуп был ландшафтным дизайнером и поэтом. В тот момент он как раз приступал к строительству сада в Туикенхеме. Уильям Кент быстро завоевал статус талантливого декоратора и позднее – архитектора, работая совместно с Поупом. Благодаря этому союзу Кент стал разбираться в ландшафтном и садовом дизайне. Идеи Поупа стали близки Уильяму Кенту.
Уильям Кент умер в 1748 году в возрасте 63 лет. Его по праву можно считать отцом садоводства, существующего сегодня в Англии. До конца XVIII века множество его работ оказывало сильное влияние на деятельность таких специалистов, как Генри Хор, Чарльз Гамильтон и Ланселот Браун.
Творчество Уильяма Кента
Первый самостоятельный опыт в ландшафтном искусстве Кент получил работая с проектом сада в Чизуике (заказчик – Лорд Берлингтон). В этой работе он следовал практике Чарльза Бриджмана, используя те же приемы, что были успешно применены в садах Клермонта, Стоу и Рошема. Интересно, что в Чизуике были представлены некоторые передовые идеи Кента. Историк и автор книг по садовой архитектуре Кристофер Такер писал: «Озеро Кента стало первым примером естественного и весьма приближенного к природе водоема в Западной Европе».
Современники Уильяма Кента впервые стали отмечать появление нового садового стиля в то время, когда Кент разрабатывал проекты для Фредерика и Принца Уэльского в Карлтоне. Эти сады дарили впечатление прекрасного создания природы, трудно было представить, что эта красота – результат творения человеческих рук.
Уильям Кент развивался в профессиональном плане, следуя традициям Бриджмана в садах Клермонта, Стоу и Рошема. В конечном итоге ему удалось довести эти проекты до совершенства.
В Клермонте изменения, внесенные Кентом, затронули пруд. Этот водоем он превратил в естественное природное озеро с павильоном и небольшим островом. Архитектор также смягчил линии дорожек и очертания насаждений.
Стоу можно назвать многоликой картиной, на которой изображен ландшафт XVIII века. Здесь Кент создал долину «Райские поля» и Храм «Старинная добродетель». При проектировании этих садов архитектор отказался от угловатых форм и симметрии, господствовавших в те времена во Франции. Он стремился к идеальному единству отдельных частей и художественных форм, которые не шли вразрез с природой.
Данную традицию гармонизации архитектуры с ландшафтом подхватили палладианцы нового поколения во главе с Р. Адамом. Интересно, что Адам критиковал своего предшественника за схематичность дизайна и массивность сооружений.
Рошем до сегодняшних дней остается всемирно признанным творением Уильяма Кента. Здесь архитектор отталкивался от «переходного» метода Бриджмана. Вероятно, ощущая предоставленную свободу, Кент создал удивительно гармоничный ландшафт. Отправной точкой для мастера здесь послужил маршрут, начинающийся от дома. На своем пути зритель встречал стены, передающие дух классической Италии, а также традиционный сельский английский пейзаж. Северный склон спускался к реке Червел. Перед домом располагалась лужайки и скульптуры, сразу за ними – обрыв, но это не мешало взгляду устремиться вдаль и любоваться холмами.
Многие современники считали, что познания Уильяма Кента в садовой архитектуре не слишком глубоки, однако, в Рошеме он раскрылся как удивительный садовник и специалист, искусно сочетавший хвойные деревья с лиственными.
Надо сказать, что именно в Рошеме Кенту удалось реализовать задуманный им ландшафт полностью. Вклад в создание других ландшафтов проявлялся на стадии проекта, либо при реализации определенных элементов сада.