Уильям Чемберс
Уильям Чемберс (1726 – 1796) – британский архитектор георгианской эпохи, являлся одним из ведущих специалистов в своей отрасли. Работал в стиле своего учителя Андреа Палладио.
В двадцатилетнем возрасте Уильям Чемберс уехал в Индию и Китай по поручению своего отца. Там его привлекла самобытность китайских и индийских сооружений, а также заинтересовало прикладное искусство. Благодаря данной поездке Чемберсу удалось собрать материал для книги «Архитектура китайских зданий» (1757), благодаря которой он и получил широкую известность у себя на родине.
В 1749 году он обучался архитектуре у Клерисо в Париже, затем перебрался в Рим для изучения античных сооружений, а также построек времен Ренессанса. В 1755 году Уильям Чемберс вернулся на родину в Англию, после чего, благодаря покровительству лорда Бьюта, стал преподавателем архитектуры принца Уэльского (в 1760 году принц стал королем Георгом III). После того, как архитектор получил доступ к усадьбе принца Уэльского в Кью, он занялся проектированием ботанических садов Кью-Гарденс, а также постройкой некоторых декоративных и экзотических сооружений (например, пагоды, которая сохранилась до наших дней).
Рисунок 1. Соммерсет-Хаус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1761 году Уильям Чемберс становится одним из двух королевских архитекторов, вторым был Роберт Адам. Обучение в Италии и Франции дали архитектору огромный авторитет в его профессии. Надо сказать, что Роберт Адам не отставал по уровню профессионализма. Чемберс приложил руку к последним достижениям в Риме и Париже, где многие ведущие специалисты были его друзьями. Следовательно, Уильям Чемберс мог добавить новый штрих в английскую архитектуру, мог оживить традиции палладианства, которые были унаследованы им от Кента и Берлингтона.
Архитектура палладианства начала угасать в Англии, когда на престол взошел Георг III.
Надо сказать, что Уильям Чемберс являлся приверженцем традиций палладианской архитектуры и первым казначеем Королевской академии (1768). В 1770 году король разрешил ему использовать шведское рыцарское звание, присвоенное ему, словно английское.
Чемберсу с годами удалось обратить на себя внимание всего мира. Он так и не примкнул к движению английских архитекторов-эллинистов, которые опирались на памятники Древней Греции. Он широко применял палладианские формы, несколько освежая их по временам обращением к римской античности.
Одним из наиболее известных проектов архитектора является Соммерсет-Хаус в Лондоне (1776 – 1786). Здесь Чемберс придерживался весьма консервативных взглядов, демонстрировал доскональное владение европейской архитектурой (в особенности, французской), чтобы придать новое звучание архитектуре палладианства.
Помимо строительной деятельности Чемберс за своб жизнь выпустил несколько трудов, посвященных архитектуре:
- «Трактат о гражданской архитектуре» (1759);
- «Рассуждения о восточном садоводстве» (1772);
- «Планы садов и зданий Кью» (1772).
Соммерсет-Хаус
Как уже отмечалось выше, Соммерсет-Хаус – крупнейшая постройка британского архитектора Уильяма Чемберса. Здание представляло собой королевский дворец, который был переоборудован для правительственных целей. Огромный комплекс зданий имеет длину 182 метра (по фасаду). Соммерсет-Хаус изначально задумывался как большое общественное здание, предназначенное для размещения рабочих кабинетов госслужащих, а также некоторых научных обществ, находящихся под патронажем престола (сюда входила и небезызвестная Королевская академия).
Со времен Гринвичской больницы в Англии больше не появлялось больших общественных зданий, и в первую очередь Уильям Чемберс оправился в Париж, где государственные сооружения строились с успехом. Если детально проанализировать Соммерсет-Хаус, то станет понятно, что архитектор усвоил некоторые европейские традиции. Шедевр Чемберса характеризуется удивительно сложными идеями и деталями, взятыми из всей истории архитектуры. За основу были взяты римские работы, образцы итальянского Возрождения, а также некоторые французские произведения XVII – XVIII веков. Полностью игнорировалась готика и греческая архитектура, которую Чемберс не признавал.
Строительные работы были начаты в 1776 году и продолжались десять лет, однако, значительная часть работ так и не была выполнена в 1786 году. Здание, как его задумывал Чемберс, можно увидеть изнутри четырехугольного двора. Будучи любимым архитектором Георга III Уильям Чемберс потратил много денег на эту постройку, своей торжественной массивностью близкой к предыдущему периоду. Однако, ему не удалось получить кредитов на возведение двух новых корпусов, которые должны были присоединяться со стороны Темзы по бокам от центрального здания.
Рустованный цоколь с огромными арками ворот, коринфские пилястры, украшающие верхние ярусы фасада, лоджии и другие конструктивные элементы, несмотря на все старания архитектора, не в состоянии расчленить объект на множество частей. Фасад оставляет общее впечатление инертности с одной стороны, и грандиозности – с другой.
Восточное и западное крыло Соммерсет-Хаус были построены в XIX веке на участках, которые Чемберс оставил именно для этих целей. План здания определяют следующие факторы: необходимость разъединить правительственные канцелярии и научные общества, при этом выделив места под выставки и школы академии. Помимо этого, форма Соммерсет-Хаус обусловлена сложностью рельефа. Участок круто спускается к реке, в то же время его граница со стороны реки гораздо длиннее другой, проходящей через Стрэнд. По этой причине фасад, выходящий на Стрэнд, является обособленным блоком, который был отдан под нужды научного общества.