Дорожное строительство – это одна из самых «больных» для России тем. В первую очередь на развитие этой отрасли индустрии негативно влияет климатический фактор – период, благоприятный для ведения работ ограничивается всего несколькими месяцами в год, второй источник проблем - большая протяженность трасс, каждый километр которых требует содержания, третья же причина - увеличивающаяся интенсивность движения, которая также отрицательно сказывается на состоянии дорожного покрытия.
Интенсивность транспортного потока
Максимальное число транспортных средств сегодня сосредоточено в городах, негативные последствия урбанизации и роста автомобилизации стали причиной перегрузки улично-дорожной сети. При этом уровень автомобилизации неравномерен, в Москве ее показатель превышает 300 автомобилей на 1000 жителей, а для крупных городов он составляет 200. При этом уровень автомобилизации, применяемый в расчетах для дорожных проектов, составлял всего 60 -100 автомобилей на 1000 жителей. Таким образом, чтобы удовлетворить только текущий спрос необходимо увеличить пропускную способность улиц не менее чем в 5 раз, в ёмкости парковок и автостоянок в 10 раз. Учитывая прогнозы, касательно роста автомобилизации требуется пересмотр всей стратегии развития улично-дорожной сети в совокупности с организацией общественного транспорта и стимуляцией пешеходного движения.
Интенсивность движения относится к первой группе показателей, оцениваемых при проектировании дороги. Под интенсивностью понимается число автомобилей в сутки или в час, которое проходит через поперечное сечение дороги.
Этот показатель динамический, он будет меняться:
- в течении суток - в часы пик нарастать, в ночное время уменьшаться;
- по дням недели - в рабочие дни интенсивность выше, чем в выходные;
- по времени года, осень, зима и весна более напряженные, по сравнению с летом.
Этот показатель будет разным для каждой дороги, к примеру небольшой участок дороги, который ведет к загородным коттеджам и дачам наоборот в летнее время будет использоваться интенсивнее.
От интенсивности зависит категории дороги, а следовательно, сроки выполнения ремонта выбор мероприятий для организации движения, поэтому ему уделяется особое внимание.
Скорость движения – это показатель транспортной работы автомобильной дороги и ее состояния, различают расчетную, конструктивную, техническую, эксплуатационную, мгновенную, оптимальную и нормируемую скорости движения.
Рисунок 1. Интенсивность потока показывает количество автомобилей, которые проходят по трассе за сутки
Учет интенсивности движения при проектировании
Рассмотрим методики учета, которые используются для определения интенсивности движения:
- простой выборочный учет, продолжительностью не менее 14 дней в течение года и длительностью не менее 16 часов в день;
- статистически контролируемый выборочный;
- объединенный (выборочный простой и учет автоматическими счетчиками).
При оценке интенсивности на пограничных пунктах используют оценку статистических данных, полученных различными органами. Важно правильно выбрать участок, так чтобы поперечный учет движения давал реальное отражение ситуации. Границы участков обычно проходят по перекресткам, границам населенных пунктов.
При этом учет интенсивности всегда ведется раздельно по направлениям движения и по видам транспортных средств (мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили (до трех тонн, тракторы, более 3 тонн с прицепом и без прицепа), автобусы, велосипеды. Позже для сравнения результатов используют коэффициенты приведения, к примеру мотоцикл равен половине автомобиля, который всегда принимается за единицу отсчета.
Рисунок 2. Пример подсчета интенсивности, с учетом коэффициентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В мировой практике сегодня наблюдается тенденция снижения расчетных скоростей, это объясняется тем, что затраты на обеспечение условий скоростного движения слишком высоки, в то время как фактические скоростной режим ниже расчетного.
Современные методы и возможности IT сферы, позволяют получать и обрабатывать огромные массивы данных, касающиеся интенсивности движений и даже составлять прогнозы. Пользователи интерактивных карт, предоставляемых крупными сервисами самостоятельно могут оценить интенсивность движения в текущий момент и увидеть прогноз на интересующих их день недели и время.