Одним из основателей классицизма в России является француз, архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.
Жан-Батиста Валлен-Деламот
Жан Батист является продолжателем династии архитекторов, по линии матери в его роду были выдающиеся зодчие, теоретики архитектуры:
- Франсуа Блондель, педагог и зодчий, автор Триумфальной арки Сен-Дени в Париже
- Жак Франсуа Блондель, основатель собственной архитектурной школы.
И юный Жан Батист пошел по стопам старших родственников, он с детства питал любовь к архитектуре, особенно к творчеству Андреа Палладио.
Жан Батист родился в Ангулеме, о его детстве почти не сохранилось сведений, с 1750 года он работал в Италии, в Риме. После двух лет работы стал компаньоном графа Пенбрука и путешествовал с ним по Италии. В Париж Жан Батист вернулся два годя спустя и устроился в мастерскую дяди, в этом же году его конкурсный проект площади Людовика XV был опубликован в журнале, но к сожалению все работы, присланные на конкурс были признаны неудачными. После смерти дяди, который оказывал племяннику протекцию и поддержку, Жан-Батист остался без заказов. В этом же году в России была учреждена Императорская Академия Художеств, которой требовались грамотные сотрудники, основатель академии И. Шувалов искал преподавателей в том числе и за рубежом, ему подсказали удачного кандидата - Ж. Б. Валлен-Деламота. В 1758 году Ж. Ф. Блондель занимался разработкой планов для здания Академии и к работе привлек своего родственника Жана-Батиста. В Россию Жан Батист прибыл в 1759 году, в его обязанности входила не только преподавательская деятельность, но и архитектурная практика.
В России Жан Батист работал до 1775 года, после чего вернулся во Францию, в Лион, где продолжил архитектурную практику. Спустя семь лет из-за болезни и материальных трудностей он вернулся в родной город. Пенсия, которую назначили ему в Академии, перестали выплачивать после казни короля и разрыва отношений с Францией. Ж.Б. Валлен-Деламот умер в мае 1800 года.
Рисунок 1. Ж.Б. Валлен-Деламот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Жан-Батиста Валлен-Деламота
В России приглашенный французский архитектор получил должность профессора Академии Художеств и архитектора, что позволило ему занять высокое положение в обществе. В основном он работает в стиле барокко и классицизма. Богатого опыта строительной деятельности несмотря на членство в нескольких Академиях, у Жана Батиста за плечами не было, но в то время Санкт-Петербург так активно застраивался и расширялся, что для всех находилась работа. Первым проектом, с которым начала работать французский архитектор стал Большой Гостиный Двор, он строился по проекту Растрелли, но стиль барокко, в котором был выполнен первоначальный проект, уже вышел из моды, поэтому Валлен-Деламот, сохранив общий план сделал фасады более классическими. В результате неприятного для репутации Валлен-Деламота инцидента он был обвинен в присвоении чужого замысла и отстранен от работы по указу императора Петра III, но Екатерина реабилитировала его после своего восшествия на престол.
К частным заказам, выполненным Валлен-Деламотом относятся дворец графа Разумосвкого, который он завершал после Кокоринова и дворец графа Чернышева, также французский архитектор перестраивал в Юсуповский дворец.
Также он принимает участие в проектировании таких объектов как:
- главное здании Академии художеств в Санкт-Петербурге;
- здание Академии Художеств;
- главный фасад Церкви Святой Екатерины Александрийской;
- арка «Новая Голландия» и фасады Новой Голландии;
- Верстовой столб;
- Гетманский дворец, Брянская область.
В архитектурных произведениях Валлен-Деламота видны черты раннего русского классицизма, в котором еще сохранились следы уходящей эпохи барокко и рококо. Архитектор часто скруглял углы зданий, применял раскрепованные карнизы, сдвоенные колонны, падуги.
Падуга - это разновидность профиля, вогнутая поверхность, которая образует плавный переход между стеной и потолком и плафоном. Этот элемент был характерен для барокко, маньеризма, рококо, поскольку он добавляет пластичности и живописности интерьеру.
Ученики Жана Батиста – Баженов, Старов, Неелов стали представителями высокого классицизма и продолжили его идеи.