Леон Батиста Альберти
Известно, что Леона Батиста Альберти родился в Генуе в 1404 году, он был потомком знатной семьи, которая в результате изгнания оказалась в Генуе. Обучался будущий мастер в Падуе и Болонье, он изучал право и гуманитарные науки. В возрасте 24 лет он закончил университет в Болонье и заступил на должность секретаря у кардинала Альбергати. На этой должности он пробыл четыре года и получил место в папской канцелярии, которой отдал более тридцати лет службы.
Поражает и восхищает разносторонность и одаренность Леона Батиста Альберти, он был:
- философом и лингвистом;
- криптографом и поэтом;
- архитектором и теоретиком архитектуры;
- теоретиком музыки и музыковедом;
- скульптором и художником;
- писателем и драматургом;
- органистом;
- ученым и должностным лицом.
В каждой из этих сфер деятельности он успел достигнуть больших высот. Он внес значительный вклад в литературу и архитектуру, в развитие зодчества, картографии и криптографии. В своем творчестве Альберти особое место уделял гармонии, которая рассматривалась им как важная природная закономерность, которая должна не только учитываться человеком, но и охватывать разные сферы его бытия.
Пожалуй, идеальным примером собственной теории являлся он сам, его жизненный путь показывает, как в одном человеке могут сочетаться сила разума, воли, физическая и творческая активность. Предложенный им идеал человека повлиял на развитие гуманистической этики и ренессансного искусства.
Гуманистическая этика – этика свободного самоопределения, самореализации, совершенствования.
Рисунок 1. Леон Батиста Альберти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Леона Батиста Альберти
Как уже говорилось, Альберти прославился во многих сферах деятельности, в их числе:
- Литература. Альберти написал комедии «Филодокс» и «Деифира», сатирическое произведение «Застольные беседы», сочинения «О праве», «О семье», «О спокойствии души» и другие. Он одним из первых стал использовать итальянский язык в литературномтворчестве.
- Архитектура. Альберти создал проект фасада церкви Санта-Мария-Новелла, по его проектам возведены Палаццо Ручелаи, церкви Сан- Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Как и Брунеллеско, его вдохновляли римская античность и ее мотивы, которые он развивает в ренессансной архитектуре. Он применяет приемы римских зодчих, использует арки и цилиндрические своды. Он предложил новую триаду, взамен существовавшей триады Витрувия, она состояла из необходимости, пользы и приятности.
- Криптография. Альберти написал книгу «Трактат о шифрах», в котором развил идею многоалфавитного шифра.
Одним из первых произведений Альберти является Палаццо Ручеллаи, нам этот проект интересен как новый шаг к созданию дворца, который бы отличался от принятых в средневековье идеалов и больше соответствовал новому обществу, буржуазии Флоренции. К сожалению, из-за позднейших перестроек и реконструкций доподлинно и точно установить назначение и расположение его помещений уже невозможно. Предполагается, что что въезд во внутренний двор был выполнен через ордерный портал, сам двор был прямоугольной формы с обрамлением аркадами с двух сторон. Вдохновившись ордерными аркадами Колизея, Альберти придал новый художественный смысл и выразительность фасаду Палаццо, применив ритмическое расчленение стены тремя ордерами пилястр. Примененная им на фасаде схема отчасти передает тектонический смысл на языке античных ордерных форм.
В церкви Сан Себастьяно в Сантуе Альберти впервые заложил в основу композиции равносторонний греческий крест, одна ветвь креста образует притвор, а остальные завершаются полукруглыми нишами. Интерьер задумывался в виде нарастающей центрической композиции
Великий новатор в зодчестве, теоретик и практик, Альберти существенно повлиял на дальнейшее развитие зодчества и литературы. В его проектах видны устремления эпохи, он оказал значительное влияние на развитие архитектуры эпохи Возрождения Созданные им концепции распространились по Италии и европейским странам, классицизм 17-19 веков был вдохновлен его работами.