Невозможно представить себе культуру Италию без эпохи Возрождения. Да и мировую архитектуру без этого важного этапа перехода от средневековья, представить невозможно. Основы европейской культуры были заложены именно в этот период.
Итальянское Возрождение
Период с 14 по 16 век был ознаменован переходом от средневековой к современной культуре. Итальянское возрождение затронуло все области искусства, но наиболее ярко проявило себя в архитектуре и живописи. В тот период на территории Италии размещались отдельные мини-государства (Милан, Генуя, Верона, Венеция, Пиза, Сиена, Генуя, Феррара), но несмотря на разрозненность, достижения итальянцев остаются до сих пор непревзойденными.
Самое большое строительство было развернуто в Риме и Флоренции. Флоренция стала символом эпохи Возрождения. Этот город до конца 14 века в основном славился суконными фабриками и поставками шерсти. В конце 13 века была принята новая конституция, согласно которой некоторые аристократы и феодалы лишались политических и гражданских прав и должны были покинуть город. Так город покинула самая влиятельная до того времени семья Альбиции, уступив место новому покровителю города, семейству Медичи. Козимо Медичи воспользовался неспокойной ситуацией, царившей в городе, фактически захватил власть и на ближайший век обеспечил своей семье привилегированное положение. Медичи получил поддержку горожан, ему удалось подписать мирный договор с герцогом Сфорца, после десятилетий войны с Миланом.
Козимо был покровителем искусств, но его внук Лоренцо прославился на этом поприще. «Лоренцо Великолепный» вошел в историю как главный покровитель искусства эпохи Ренессанса. Он создал в городе Совет Семидесяти, который контролировал деятельность всего города.
Идеи, зародившиеся во Флоренции, вскоре распространились в соседние государства и по всей Италии.
В период средневековья архитектурное искусство было возведено в ранг ремесла, которое служило практическим целям:
- защите от непогоды;
- защите от врага;
- укреплению веры;
- демонстрации статуса и т. д.
Строители и художники относились к ремесленникам, но этот подход изменился в эпоху Возрождения, когда искусство стали относит к миру аристократии, оно стало связано с теорией красоты. На теорию искусства эпохи Возрождения оказали влияние труды Платона и Аристотеля, которые описывали связь между интеллектом и искусством.
Студиола
В период расцвета эпохи Возрождения было создано множество новых по структуре и организации типов зданий, помещений и сооружении. В 15-16 веках распространение получили стдиолы, которые представляли собой небольшие приватные комнаты по типу кабинета, которые принадлежали правителю или и ному влиятельному лицу. Студиола становится характерной чертой быта эпохи Возрождения. С помощью интерьера стдуолы хозяин мог продемонстрировать свою образованность, круг интересов и статус.
Рисунок 1. Дворец Урбино, студиола Федериго да Монтефельтро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые стдуолы в основном принадлежали деятелями искусства и использовались для занятий живописью, наукой или как библиотеки. Но постепенно этот тип помещения начинает пользоваться большей популярностью и меняется. Это приватное помещение получает продуманный дизайн, с помощью которого демонстрируются достижения и достоинства хозяина. Подобный переход от уединенной студии для занятий к частному музею в честь его владельца соответствует тенденциям эпохи Возрождения.
В студиолах эпохи Возрождения хранились такие вещи как:
- драгоценности;
- книги;
- медали;
- манускрипты;
- уникальные природные экспонаты.
Доступ в студиолу имел только ее хозяин, а на экскурсию приглашались лишь самые близкие друзья и знакомые. Студиолы были способом демонстрации собственных достижений, самовыражения. Подобная визуальная культура восприятия также была характерна для эпохи Возрождения.
Наиболее известной является студиола Федериго II в Урбино, которая расположена между приватной и публичной частью дворца. Через убранство и яркую декоративность студиолы продемонстрирована выверенная гуманистическая программа и духовные интересы владельца и его личность. Прерогатива в оформлении студиолы отдается живописности интерьера, через который демонстрируется моральный и политический облик владельца, в то время как функциональность находится на втором плане.