Петергофская железная дорога
Пустынный берег Финского залива до прихода к власти Петра I занимали финские рыбацкие деревушки. В дельте Невы строился не только Санкт-Петербург, но и известный всем дворцовый комплекс Петергофа. Южное побережье Финского залива с начала строительства Санкт-Петербурга служило главным местом отдыха для знати и приближенных ко двору лиц. Петром I были основаны загородные резиденции в Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме. Эти резиденции включали в себя архитектурный ансамбль императорских и великокняжеских дворцов и парков, различных усадеб. Комплекс сооружений протянулся почти на 40 километров и в этой связи был назван «Петергофской дорогой». По прошествии полутора веков в 1850 году Петергоф становится столицей Петергофского уезда, теперь здесь быстрыми темпами разворачивается строительство по проектам архитектора Николая Бенуа.
До этого времени Петергоф соединялся с городом лишь грунтовой дорогой, однако строительство железной дороги от Петербурга до Москвы, называемой ещё Николаевской, проложило начало расцвету железнодорожного строительства в Российской империи. Одним из наиболее выдающихся деятелей в строительстве железных дорог того времени был барон Александр фон Штиглиц. В середине XIX века он успешно реализовал несколько процентных займов на строительство Николаевской железной дороги.
В 1853 году, пользуясь своей близостью ко двору, Штиглиц обратился с прошением о разрешении строительства Петергофской железной дороги, которая должна была протянуться от Петербурга до Петергофа. К данному прошению прилагался ряд документов и чертежей для предполагаемых железнодорожных вокзалов.
Рисунок 1. Железнодорожный вокзал Петергофа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1856 году начинается строительство Петергофской железной дороги протяженностью 28 километров по предложенным планам. Вдоль предполагаемого пути было решено также основать станции:
- Красносельская;
- Сергиево;
- Стрельня;
- Петергоф.
Железные дороги Крыма
Известно, что еще в 20-е годы XIX века англичане предлагали императору Александру I соединить Феодосию и Москву при помощи железной дороги. Если бы император согласился, то первой железной дорогой в империи стала бы Крымская, а не Царскосельская железная дорога.
Первые попытки прокладки железной дороги в Крыму относятся к 1840-му году, когда севастопольская инженерная команда проводила инженерные изыскания на склоне Килен-балки, где были найдены породы более плотного известняка, чем в Инкермане. В этой связи было начато строительство самокатной железной дороги от карьера до причала в Киленбалочной бухте.
Через каждые три метра на местности были установлены опорные столбы, а по верху на чугунных гнездах были закреплены чугунные же вращающиеся на осях колеса. Эти колеса были предназначены для движения платформ длиной 8 метров. В связи с тем, что пути имели небольшой уклон к причалу, платформы с камнем рабочими придерживались при помощи специальных канатов.
Рисунок 2. Привокзальная площадь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После этих событий в 1843 году в Севастополе была построена железная дорога с конной тягой, ее протяженность составляла тогда более 1 километра. Она была предназначена для транспортирования камня из каменоломен при строительстве Адмиралтейства на Корабельной стороне. На сегодняшний день нет сведений о том, насколько долго просуществовала данная железная дорога.
История сооружения железных дорог на Северном Кавказе
В конце 50-х годов XIX века на Дону начинает развиваться угольная промышленность. Промышленным центром в данной отрасли был в те времена район реки Грушевки, где было открыто 44 угольных шахты. Несмотря на то, что донская земля имела выход на международный рынок посредством водных артерий, промышленники и торговые деятели Дона стали понимать необходимость строительства железных дорог – надежного сухопутного средства передвижения больших масс грузов, которое бы не зависело от времени года и погодных условий.
В этой связи наказной атаман Донского войска Михаил Григорьевич Хомутов в 1860-м году обратился с рапортом в Военное министерство о необходимости строительства железной дороги от Грушевских рудников до пристани на донском берегу. Генерал-адъютант подкрепил свое ходатайство экономическими выгодами и нуждами развивающейся промышленности края.
Весной 1861 года состоялось торжественное открытие стройки у балки Тангаш, недалеко от Новочеркасска. Первую глыбу земли заложил наказной атаман Войска Донского Хомутов. Данное событие положило начало появлению Северо-Кавказской железной дороги.
Вышеописанная железнодорожная линия вошла в строй в 1864 году. Практически сразу по дороге начались грузовые и пассажирские перевозки. Позднее император Александр II издал указ об «администрации Грушевской железной дороги», что и дало данному железнодорожному пути свое название.
Надо сказать, что рост производства и торговых оборотов вынуждал развиваться транспортные сети на Юге России. Поэтому в 1872 году появляется акционерное общество Ростово-Владикавсказской железной дороги, которое занимается строительством новой железнодорожной линии. Данный путь имел в длину 652 версты и простирался от Владикавказа до Ростова-на-Дону. Движение по новой железной дороге было открыто в 1875 году, она содержала 37 станций, 7 паровозных депо, несколько мастерских и разводной железнодорожный мост через Дон.
Примечательно, что для расширения экспортных возможностей в 1888 году была введена в строй линия Тихорецк-Новороссийск. Позднее по этой линии был построен крупнейший в Европе хлебный элеватор и портовые сооружения.
В конце XIX века в Грозном строится нефтеперерабатывающий завод и открывается линия Беслан-Петровск (ныне – Махачкала). Мощный импульс развитию курортов дает железная дорога Минеральные воды – Кисловодск, а дорога от Ставрополя до Кавказской открыла выход для морской транспортировки ставропольского хлеба.