Магазины продуктовых товаров
С устройством продуктового магазина, а именно демонстрационных залов знаком каждый, но этими помещениями сам магазин не исчерпывается. Помимо них также нужны склады с зоной разгрузки, служебные помещения, администрация, санитарные узлы, подсобки и технические помещения.
Классификация магазинов ведется по следующим признакам:
- по ассортименту магазины делятся на универсальные, специализированные, со смешанным ассортиментов и с комбинированной номенклатурой;
- по уровню цен - эконом, массовый и премиум сегмент;
- по форме обслуживания – самообслуживание или покупателя обслуживает продавец отдела.
Согласно ГОСТ 51773-2009 предусмотрено несколько типов предприятий торговли, к которым относятся гипермаркеты, универмаги, магазины-склады, центры оптовой и мелкооптовой торговли, универсальные общетоварные продовольственные склады, непродовольственные склады, универсамы, супермаркеты, гастрономы, специализированные магазины, павильоны, минимаркеты, торговые дома, комиссионные магазины, стоковые магазины, магазины -салоны.
Гипермаркет – это крупное торговое предприятие, которое реализует широкий спектр товаров (как продовольственных, так и непродовольственных), преимущественно работает в формате самообслуживания.
Самое большое распространение сегодня получили магазины шаговой доступности, они располагаются вблизи от окружающих жилых домой и имеют равномерный спрос. Гипермаркеты предоставляют широкий ассортимент и низкие цены, но они находятся на значительном удалении от жилых микрорайонов, поэтому доступны не всем покупателям. Ассортимент магазинов, торговых павильонов, универмагов и супермаркетов примерно одинаков, эти магазины больше, чем магазины шаговой доступности, но меньше гипермаркетов, располагаются в основных транспортных узлах микрорайона.
Специализированные магазины предлагают неширокий ассортимент, но при этом его глубина может превышать предложение гипермаркета. Бутик предлагает продукцию премиум сегмента, как правило — это небольшое помещение от 18 до 200 м квадратных, у него должна быть своя парковка.
Рисунок 1. Отдельно стоящее здание магазина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строительство магазина продуктовых товаров
Проектирование магазина имеет свои особенности, если в производственном здании архитектура определяется технологией, то в магазине ее определяет маркетинг. Размер, тип, ассортимент и направленность магазина продовольственных товаров определяется анализом рынка, спросом и его удовлетворенностью. Этот этап анализа предшествуют любым проектным работам. На основании полученных данных заказчик делает вывод о том, какой магазин продуктовых товаров принесет ему наибольшую прибыль. К примеру, единственный бутик в окружении жилья премиум-сегмента будет рентабелен, а если разместить его на окраине в спальном районе, то его прибыльность будет в разы меньше.
Внутренняя планировка также зависит от правил маркетинга, как правило самые востребованные товары размещают в дальней части магазина, чтобы удлинить путь покупателя и его время пребывания в магазине.
Строительство магазина начинается после того, как получено разрешение и выдана рабочая документация и состоит из следующих шагов:
- подготовка участка к проведению строительных работ;
- земляные работы, подготовка котлована. Если в здании планируется устройство подземного этажа, к примеру, для размещения парковки, то объем земляных работ будет значительным;
- дальнейшие работы нулевого цикла, устройство фундамента, обратная засыпка;
- возведение каркаса;
- возведение ограждающих конструкций;
- устройство инженерных коммуникаций;
- наружная и внутренняя отделка;
- благоустройство.
Большие гипермаркеты строят в виде огромных ангаров, большепролетные конструкции позволяют разместить внутри все необходимые отделы, а небольшие магазины шаговой доступности размещают на первых этажах жилых домов. Также используются металлические конструкции, чтобы быстро возвести и начать эксплуатировать здание. Несмотря на высокую плотность размещения все они пользуются популярностью и спросом.