Строительство дорог в сложных условиях
Проведение работ на трассах и автомобильных дорогах в России ведется в теплое время года, обычно пиковая нагрузка приходится на летние месяцы, что вызывает огромное количество критики со стороны автомобилистов, которые простаивают в пробках по несколько часов. Ремонтировать дороги при отрицательных температурах можно, но для этого требуется изменение технологии производства работ. При этом несмотря на такие изменения, сложно добиться качественного результата.
Если говорить о строительстве дорог в сложных условиях, то все вышеупомянутые трудности усугубляются из-за особенностей местности или других причин.
К сложным условиям в дорожном строительстве относятся следующие аспекты:
- многолетнемерзлые грунты, а также строительство в районах вечной мерзлоты;
- слабые, засоленные, техногенные, набухающие, просадочные, подвижные грунты;
- наличие склоновых процессов, к примеру оползней, обвалов, осыпей, селей;
- наличие оврагов и карстов;
- наличие подтопляемых участков дорог;
- сейсмоопасные территории;
- территории, подверженные наледеобразованию.
Засоленный грунт – это грунт, в котором содержится более чем 0,3 % легкорастворимых солей.
Любое из этих условий или их совокупность являются основанием для выполнения проекта с учетом индивидуальных особенностей местности и применением технологий, подходящих для конкретного вида сложных условий. На основании инженерных изысканий устанавливаются границы сложного участка, вид, динамика и прогноз развития.
При проектировании трассы стремятся исключить негативное воздействие факторов и обойти их, изменив план трассы. Также выполняются расчеты устойчивости земляного полотна и его основания, разрабатывается перечень защитных мероприятий, которые позволят уменьшить или исключить риск влияния опасных факторов.
Рисунок 1. Дорога в горной местности (сложные условия). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектирование дорог в сложных условиях
На этапе разработки проекта в зависимости от вида условий, предусматриваются следующие мероприятия:
- при проектировании дороги в зоне вечномерзлых грунтов выделяются типы местности (сухие, сырые и переувлажненные места), затем выделяются участки с однородным и сложным ландшафтом. Трассу ведут по сухим участкам преимущество на надежных грунтах;
- при разработке трассы на слабых грунтах рассматривают возможности имеющегося грунта, протяженность участка со слабым грунтом. При возможности слабый грунт может быть заменен, или на этом участке устанавливается эстакада. Также применяется метод закрепления земляного полотна растительностью;
- при проектировании дороги в местности с опасными геологическими и гидрогеологическими процессами выполняют оценку протяженности опасного участка и разрабатывают решения по закреплению грунтов (армирование), изменению рельефа для его устойчивости, регулирование стока поверхностных вод. Могут быть запроектированы контрформы, свай, пломбы, подпорные стенки галереи, которые помогут создать безопасные условия для бесперебойной работы автомобильной дороги;
- при проектировании земляного полотна на осыпях выполняют устройство защитной стенки, галереи или разбор осыпи;
- на территориях, где возможен сход селевого потока, трассы прокладывают в верхней и средней частях склона, устраивают каналы и селеспуски;
- на участках с карстовыми образованиями предусматривают мероприятия по замедлению процесса образования карста и изменению направления его развития;
- для участков, на которых возможно образование наледи, по возможности размещают мосты вместо труб, обустраивают утепленные лотки и противоналедные устройства (земляные валы).
Рисунок 2. Дорога, проложенная в горной местности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если избежать участка со сложными условиями невозможно, то трассу прокладывают по участкам с минимальным риском, используют материалы и конструкции, которые снижают риск и применяют защитные сооружения от остаточных рисков. Основание дороги должно иметь запас прочности, чтобы не возникло угрозы обрушения в результате повреждения дорожных конструкций.
Проектирование дорог в сложных условиях всегда ведется на основании результатов тщательной геологической топографической разведки. Только оценив все сложные места, их протяженность, степень риска и прогноз развития можно сформировать грамотное проектное решение.