Югендстиль как часть модерна
Югендстиль - (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля "модерн".
В 1896 году в Мюнхене начал выходить еженедельный журнал «Югенд». Именно этому слову обязано происхождение немецкого варианта названия модерна — «югендстиль».
Архитектуру этого направления отличает непринятие прямых линий и углов. Им предпочитаются более «естественные» формы, а также применение таких материалов, как стекло, бетон и металл. Их внедрение позволило значительно увеличить этажность зданий, расширить масштаб витрин (арок и окон).
В югендстиле преследуется интерес не только к декору, но и к практической составляющей. Например, проектируются лифты и центральное отопление. Примечательно, что югендстиль уходит своими корнями в эклектические направления архитектуры, а также стили, возрождающие старину. Сама идея создания югендстиля обязана желанию выявить индивидуалистические составляющие в европейских архитектурных обликах. Ключевой деталью в развитии югендстиля служит включение местных особенностей строительства. Ярким примером такого внедрения является рижский югендстиль.
Таким образом, исходя из анализа содержания Югендстиля могут быть выделены следующие признаки соответствующего понятия:
- югендстиль – модерн австрийского и немецкого искусства;
- в зданиях такого стиля основополагающими элементами являются сталь, железобетон и стекло;
- югендстиль берет свои истоки у эклектических направлений архитектуры;
- окна и двери зданий имеют форму арки.
Рисунок 1. Образед дома, построенном в югендстиле.
Рижский югендстиль
Европейские архитекторы внесли серьёзный вклад в развитие югендстиля латвийской столицы – Риги. На начало XX века треть построенных зданий центральной части города можно отнести к построенным в югендстиле. Это характеризует столицу Латвии как один из городов с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире.
Большинство рижских зданий в югендстиле 1904—1914 годов постройки. Как правило это многоэтажные многоквартирные дома с явным акцентом на функциональную составляющую. Они характеризуются богатым декором наружной части здания, а именно – продолговатой формы окна со скруглениями верхней части, балконов и фасадов с лепниной. Примером рижского югендстиля может служить улица Алберта в центре Риги, она по праву является самым концентрированным собранием зданий в стиле ар-нуво.
Рисунок 2. Дом на ул. Алберта, Рига.
Разновидности югендстиля
Эклектичный. Эклектичный югендстиль – это одна из первых появившихся ответвлений ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. Строения, выполненные в этом стиле, могут быть с резко разделенными фасадами. При этом обязательным условием является наличие лепнины и других декоративных элементов. В этом виде югендстиля наиболее сильно прослеживается влияние иностранных архитекторов, в частности, германских, отмечается также и влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в стиле эклектичного югендстиля, находятся в центральной части города, на улице Альберта. Многие из этих домов выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Примечательно, что эти здания очень популярны у туристов, хотя и не являются самыми характерными примерами ар-нуво.
Вертикальный. На смену декоративному модерну пришёл более рациональный стиль, называемый «вертикальным». Такое название он получил за свою преимущественно вертикальную ориентацию фасадов, а также геометрической формы орнаментов на них. Структура зданий стала истинно модернистской. Это выражается в соответствии внешней части интерьеру. Ранее в европейских зданиях данной корреляции не наблюдалось. В стиле вертикального югендстиля был построен ряд универсальных магазинов, поэтому данную разновидность югендстиля иногда называют «магазинной».
В стиле национального романтизма. Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, послужило толчком к формированию особой латвийской культурной идентичности. В результате революционных событий начала XX века (в особенности российской революции 1905 года) возникла потребность в создании культурных ценностей, акцентирующих внимание на местных особенностях европейских государств. Направление в стиле национального романтизма иногда выбивается из югендстиля, но в контексте латвийского югендстиля обычно считается одним из его вариантов. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год. В нем нашли отражение фольклорно-этнические мотивы наружного и внутреннего декора. При этом здания в стиле национального романтизма характеризуется сдержанным украшением строений, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов.
Неоклассический. Неоклассический югендстиль — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, по совместительству является одной из самых малочисленных ответвлений югендстиля. Архитекторы при создании такой направленности вдохновлялись архитектурным классицизмом, который был распространён в России в XIX веке. Этот новый монументальный вид югендстиля был в основном использован при строительстве нескольких европейских банков.
Югендстиль сегодня
Югендстиль, имеющий условные временные границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, прервавшей естественное развитие искусства в Европе. Однако на сегодняшний день существует и функционирует большое количество зданий, запроектированных в Югендстиле. В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
Резюмируя ряд отличительных особенностей югендстиля можно отметить следующее:
- как правило, архитектурно-художественный образ здания учитывает функциональное его назначение;
- основные цвета, используемые в модерне – приглушенные пастельные оттенки, такие как табачный, жемчужно-серые, сиреневые;
- югендстилю свойственен принцип единства композиции, выражающемся в проектировании строения от мелких деталей до фасада одним архитектором.