Сущность везерского ренессанса
Везерский ренессанс – стиль в архитектуре и мебели, получивший широкое распространение в долине реки Везер в начале XVI – середине XVII веков.
Данное архитектурное направление основывается на итальянском и западноевропейском Возрождении. Термин «Везерский ренессанс» был введен немецким искусствоведом Дюссельдорфской академии художеств Рихардом Клапхеком с целью выделить стиль в архитектуре региона.
Из основных черт везерского ренессанса можно выделить богато украшенные фронтоны, каменные конструкции, обработанные под рустовку, и обилие эркеров. Примечательно, что в данном стиле строились не только религиозные сооружения, но и усадьбы зажиточных горожан и крестьян.
Развитие стиля
Как уже отмечалось выше, понятие «Везерский ренессанс» впервые было упомянуто Рихардом Клапхеком в 1912 году в книге «Старая Вестфалия». В ней автор описал все основные черты архитектурного стиля. Клапхек упоминал дома с высокими фронтонами, украшенные каменными завитками, многочисленными лепными элементами, а также барельефами с изображениями масок, гербов и ангелов.
Специалисты называют везерский ренессанс северогерманским вариантом итальянской архитектуры. Ренессанс является эпохой культурного расцвета Европы. В особенности это коснулось регионов, в которых протекает множество больших и малых рек. Примечательно, что именно река Везер дала весьма впечатляющий и изысканный стиль, получивший широкое распространение в её долинах. В период Возрождения реки способствовали развитию торговли, а значит и процветанию городов.
Здания в стиле везерского ренессанса представляются легкими, ажурными. Подобные постройки окрашивались в нежные оттенки, даже спустя много веков они не утрачивают своей прелести.
Рисунок 1. Дом крысолова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из важнейших элементов стиля называют балкон-эркер, в миниатюрной интерпретации повторяющий фасад. Такие балконы создавались с тем, чтобы вобрать в себя всё богатство украшений и архитектурных деталей. Геометрические узоры и сложные орнаменты – результат работы резчиков по камню, именно эти мастера создавали фигурные порталы, украшающие фасады зданий.
Стиль характеризуется подчеркиванием горизонтальных линий, это выражается в широких закругленных порталах и выделенных карнизах. Узкие окна здесь разделяются фальшколоннами, украшенными богатой резьбой.
Еще одной ключевой особенностью стиля можно назвать устрашающие маски на фасадах. Подобные изделия в средневековье предназначались для устрашения злых духов.
Здания в стиле везерского ренессанса, объединяясь и дополняя друг друга, создают удивительный колорит старинных средневековых городов Саксонии.
Известные сооружения
Старая ратуша в Ганноверском Мюндене является выдающимся памятником везерской архитектуры. Здесь присутствуют все характерные черты стиля:
- каменные завитки на фронтонах;
- элементы с позолотой;
- лепнина;
- обилие скульптурных украшений на фасаде и колоннах.
Здание было построено в период с 1603 по 1613 годы. Главным архитектором проекта был Георг Кроссман.
В небольшом городе Хамельн также располагается несколько зданий в стиле везерского ренессанса. Один из них – дом Ляйста, построенный в 1589 году по заказу зажиточного хлеботорговца Герда Ляйста. Сооружение поражает зрителя своим убранством. Фасад дома украшен многочисленными лентами, завитками, а также каменными масками с застывшим враждебным выражением лица. С 1912 года в здании функционирует музей Хамельна.
Рисунок 2. Цум Брайтен Герд. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует упомянуть «Дом крысолова», фасад которого был выполнен в 1603 году архитектором Иоганном Хундельтоссеном. Своеобразное название дом получил в честь найденной при реконструкции в XX веке таблички, на которой была выгравирована история похищения детей крысоловом.
В период позднего средневековья в Германии строили специальные здания для проведения свадебных торжеств и других мероприятий. Такие постройки имели большие залы, обязательно снабжались столами и лавками для гостей. Хамельнский Свадебный Дом построен в период с 1610 по 1617 годы. Везерский ренессанс проявляется здесь в высоком фронтоне с улиткообразными украшениями. Три пристройки, располагающиеся с южной стороны здания, гармонируют с главным строением. Несущие конструкции здания выполнены из каменной кладки.
Помимо залов для проведения торжеств, в Свадебном доме располагался городской суд, оружейная палата, винный подвал и аптека. Примечательно, что Свадебный дом является последним объектом в Хамельне, возведенным в стиле везерского ренессанса. Строительство подобных сооружений было прервано с началом Тридцатилетней войны.
Колокола на свадебном доме появились уже в шестидесятые годы XX века. Они заменили утраченные в 1945 году часы с фигурками крысолова и крыс. В современности колокола играют пять раз в день три различные мелодии. Одна из мелодий сопровождается кукольным представлением на темы легенды о Крысолове.
Дом Цум Брайтен Герд
Везерский ренессанс был характерен и для других регионов. Например, в городе Эрфурт располагаются удивительные образцы такой архитектуры. Дом Цум Брайтен Герд был построен в 1984 году, его по праву можно назвать самым ярким сооружением Эрфурта. Дословно название дома переводится, как «дом у большого очага». Фасады здания поражают своей росписью и лепниной. Крылатые львы на фронтоне, колонны и статуи рыцарей – все эти объекты устремляются вверх и придают строению невероятную легкость.
Следует отметить фриз на фасаде дома Цум Брайтен Герд. Он известен тем, что изображает пять органов чувств. Аллегорическая фигура женщины, смотрящей в зеркало олицетворяет зрение, женщина с лютней – слух, с цветами – обоняние, с фруктами и бокалом в руке – вкус, с птицей – осязание. Справа от иллюстраций располагаются устрашающие маски, характерные для данного стиля.