Архитектура сюрреализма – это причудливое сочетание реальности и сна, она способна впечатлить любого соприкоснувшегося с ней человека. Индивидуальность и неповторимость форм, реальность и фантазия, непредсказуемость используемого пространства, иллюзорность и совмещение не сочетаемых на первый взгляд вещей – основные отличительные черты стиля.
Появлением сюрреализм должен быть благодарен Сальвадору Дали, который стал первым и одним из ярчайших представителем направления.
Представители сюрреализма
Ярчайшие представители архитектурного стиля сюрреализм:
- Алекс Чиннек;
- Теруноби Фудзимори;
- Дионисио Гонсалес;
- Рон Ван Зил;
- Архитектурная студия «Weichlbauer und Ortis»;
- Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Штовассер);
Алекс Чиннек
Заброшенный дом в городе Маргрит в Великобритании в течении 11 лет портил вид улиц. Его несколько раз пытались снести, пока в один прекрасный момент сооружением занялся британский дизайнер и художник Алекс Чиннек. В итоге архитектурный мир получил сюрреалистичную композицию с сползающим на мостовую фасадом. Причем входная дверь легла на землю, правда окна все же удержались на фасаде.
Успех проекта помог Чиннеку реализовать еще более грандиозную идею – «Парящий дом» (Рис. 1) в Ковент-Гарден, Лондон. Уникальность двенадцатиметровой постройки состоит в иллюзорной парящей верхней части здания. В сооружении была достигнута основная цель проекта – легкость постройки и одновременно произведение искусства.
Рисунок 1. «Парящий дом» в Лондоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Терунобу Фудзимори
Сказочные постройки японского сюрреалиста Теринобу Фудзимори – что-то между дома на курьих ножках и традиционного чайного домика. В роли ножек используются стволы деревьев.
Прекрасно зная традиции японской архитектуры Фудзимори сооружает конструкции, мимо которых невозможно пройти.
Два принципа, которых придерживается Терунобу при возведении своих построек – новое строение должно отличаться от ранее возведенного людьми сооружения и не должно принадлежать ни к одному из известных стилей в мире, при строительстве должны применяться только натуральные материалы. Как символ единения с природой – обязательное присутствие «инкрустированного» в здание дерева.
Дионисио Гонсалес
Талантливый испанский архитектор, фотограф и художник, вдохновленный хаосом. Все свободное время проводит в поездках в различные страны, города, деревеньки, разоренные природой или человеком, где находит их и перестраивает дома. Дома в сюрреалистическом стиле странных футуристических форм рождаются после пребывания Гонсалеса на острове Дофин-Айленд, США, в Мексиканском заливе. Остров известен своими страшными штормами, жители большую часть времени вынуждены заниматься восстановлением своих жилищ.
В 2014 году Гонсалес создает серию домов на свайных фундаментах в Южной Америке под названием «Trans-action». Основным материалом, используемым для возведения домов стали железо и бетон. Дома были выполнены в форме геометрических фигур, склеенных друг с другом в случайных последовательностях. Но тем не менее, работы выглядят гармонично, сбалансировано, вопреки стремления архитектора к хаосу.
Рон Ван Зил
В 1991 году художник – архитектор из Южной Африки Рон Ван Зил построил для своей жены удивительный дом в виде ботинка (Рис. 2). Внутри была вырыта просторная пещера. Дом в последующем был приспособлен под отель с часовней для бракосочетаний.
Рисунок 2. Дом-ботинок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурная студия «Weichlbauer und Ortis»
Здание, построенное студией недалеко от местечка Фронтлайтера в Австрии (Рис. 3), объединяет в себе элементы дверей и окон, находящиеся не на своих местах в прямом смысле слова, и работающие как поручни балконов, которых не существует, лестниц без перил, ведущих в никуда. Примечательно, что кровля, стены, перекрытия покрыты травой. Сложная для человеческого восприятия конструкция здания создает оптические и геометрические иллюзии, проецируемые с разных сторон здания. Студия считает, что здание отлично вписывается в местный пейзаж, при этом вырывается из представления о традиционной архитектуре.
Идея для создания проекта была позаимствована из рисунка голландского художника-графика Маурица Корнеелиса Эшера, известного исследованиями симметрии, аспектов бесконечности.
Рисунок 3. Дом архитектурной студии «Weichlbauer und Ortis». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Штовассер)
Один из самых известных архитекторов Австрии, оставивший богатейшее наследие не только у себя на родине, но и в различных странах мира, таких как Япония, Германия, США, Швейцария, Израиле и Новой Зеландии. Основная идея Фридриха – жилище, как уютное гнездышко со множеством окон и покрытием сверху из зелени и кустов. Как считал Хундертвассер, каждый человек может украшать свое жилище как он хочет. Изысканно смотрелись в сооружениях австрийского архитектора купола, к которым он испытывал особые чувства, считая, что любой дом должен выделяться на фоне иных домов. Многое было сделано в предании старым обтрепанным зданиям нового, красочного и неповторимого облика.
Идеи сюрреализма находят неожиданные применения, так, например, в Париже, при реставрации дома по улице Георга V дом 39, для закрытия строительного процесса было сооружено полотно по всему фасаду, которое представляло фотографию дома, на которой он плыл, тёк, играл волнами. При этом были сохранены все пропорции каждого элемента на фасаде здания.
Понимание сюрреализма в архитектуре
Сюрреалисты в своих творениях выражают недовольство существующим положением дел в архитектуре. Они объявляют действительность источником всех зол. Они против абстрактного мира в цивилизации. Нужно отказаться от логики, разума, абсурдного и привычного понимания вещей. Убрать все традиции, уничтожить все обычные представления о нормах отношений между людьми.
Предполагаемая сюрреалистами революция заключается в освобождении людей от обязанностей, чувств справедливости, долга.
Сюрреализм пережил множество кризисов, прошел вторую мировую войну, сливался с массовой культурой, пересекался с транс и пост–авангардом. В итоге стал основой постмодернизма.