Сущность стиля Наполеона III
Стиль Наполеона III нередко определяют, как неоренессанс (или стиль эпохи возрождения) в архитектуре Франции в период Второй империи (1852 – 1870). Стиль преобладал в Париже, но нередко встречался и в других городах. Стиль Наполеона III характеризуется эклектикой декоративных элементов из стилей Людовиков XIV, XV, XVI, ампира, а также элементов искусства Азии и Африки.
Согласно легенде, термин «стиль Наполеона III» появился следующим образом: когда императрица Евгения спросила архитектора Шарля Гарнье, занимающегося строительством Парижской оперы, будет ли здание построено в греческом или римском стиле, то он ответил, что опера будет построена в стиле Наполеона III.
Нередко термин используется и для описания внешнего вида мебели данного периода.
В стиле Наполеона III работали следующие мастера:
- Жан-Батист Карпо;
- Белланже;
- Креме;
- Сормани.
В архитектуре стиль представляет собой совокупность высоких фасадов, мансардных крыш, а иногда – павильонов. Здания украшались довольно богато, и их контуры определялись совершенно четко. По времени стиль Наполеона III совпал с реконструкцией Парижа, проводимой под руководством архитектора барона Османа с 1852 по 1870 год. В этом стиле построено множество общественных зданий, вокзалов и станций. Во многом работы по реконструкции Парижа определили его современный облик.
Рисунок 1. Дрезденская опера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В целом, стиль Наполеона III характеризуется избыточностью форм, наличием большого количества декоративных элементов, натурализмом в представлении человеческой фигуры, что отлично проявляется в работах скульптора Карпо.
Следует отметить, что большой вклад в развитие искусства Второй империи внесла принцесса Матильда, которая помогала художникам и коллекционировала их работы. Известно, что она владела художественным салоном на рю де Курсель. В нем принимались работы Карпо, Марселло, Фламенга и многих других деятелей искусства.
Государство в те времена проводило политику скупки произведений Салона (они не выходили за рамки привычного в то время восприятия). В эти годы бывший салон Академии превращается в Салон французских художников, а еще позднее создается общество изящных искусств.
Как уже отмечалось выше, период архитектуры Наполеона III замечателен преобразованием облика Парижа. Работами руководил барон Османн. Число доходных домов в эти годы значительно увеличилось, это повлекло за собой обновление городской архитектуры и способствовало проявлению талантов архитекторов и декораторов. Специалисты получили возможность дать волю своему богатому воображению на радость буржуазному обществу, которое стремилось к самоутверждению.
Неоренессанс
Неоренессанс – наиболее распространенное течение стиля историзма XIX века, воспроизводившее многие архитектурно-конструктивные решения периода Возрождения.
Отличительными чертами неоренессанса были:
- симметрия форм;
- рационализм в членении фасадов;
- прямоугольные планы сооружений;
- применение рустики и пилястр.
Надо сказать, что неоренессанс сложился к завершению строительства Лейхтенбергского дворца в Мюнхене (1816 год). Интересно, что английский архитектор Чарльз Барри, получивший известность в первую очередь по причине популяризации неоготики, с начала 20-х годов XIX века весьма охотно обращался к темам итальянского ренессанса. Однако, даже в последующем десятилетии неоренессансные постройки носили эпизодический характер.
Переосмысление языка архитектуры итальянского Возрождения некоторые специалисты связывают с деятельностью Готфрида Земпера. Одно из главных его произведений (Дрезденская опера), строилось под влиянием барокко, причем в гораздо большей степени, чем опера Гарнье в Париже. Стиль Земпера впоследствии получил широкое распространение в Австро-Венгрии. Например, в Вене и Будапеште несколько кварталов было застроено в стилистике неоренессанса. Чаще всего в таком стиле возводились общественные здания вроде музеев или библиотек.
Рисунок 2. Штеттинский вокзал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нельзя не отметить, что весьма широкое поле деятельности представилось для приверженцев нового архитектурного стиля в сфере строительства железнодорожных вокзалов. В те времена железные дороги считались прогрессивным направлением развития. Так, в стиле неоренессанс были построены здания Силезского и Штеттинского вокзалов в Берлине, а также Центральный вокзал в городе Амстердаме.
Неоренессанс получил широкое распространение и в архитектурно-прикладном искусстве (например, в дизайне интерьеров). Одним из основных конкурентов стиля являлось необарокко. Во Второй империи сформировалась комбинация этих двух стилей, впоследствии её окрестили «стилем боз-арт». Данный подход вполне можно назвать эклектическим, поскольку формы полуготического французского ренессанса отлично сочетаются с элементами барокко и палладианство. Декор боз-арта во второй половине XIX века широко использовался при проектировании коммерческих зданий.
Мебель в стиле Наполеона III
В мебели этого периода уже можно встретить вспомогательные элементы в виде колесиков для простоты перемещения. Новые комплекты нередко покрывались черным лаком, а также расписывались узорами цветов.
Именно в этот временной период появляется пуф с ромбовидными стежками и пуговицами на обивке, техника изготовления которых была открыта в 1838 году. Помимо прочего, начинает изготавливаться чугунная мебель, которая, благодаря достижениям в промышленности, была заметно удешевлена. С точки зрения технических инноваций, это был весьма успешный период. Поток патентов на изобретения в различных сферах не иссякал, новейшие машины способны были изготавливать мебель тончайшей работы с высококачественным рисунком. Был открыт метод электролитического нанесения позолоты, значительно упрощен процесс шлифовки мрамора.
В целях изготовления имитации лепнины был придуман картон. В ювелирном деле начинает применяться гальванопластика и серебрение металла.