Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Псевдорусский стиль

Сущность псевдорусского стиля

Псевдорусским или неорусским архитектурным стилем называют некоторые различные по своим истокам направления историзма. Псевдорусский стиль процветал в русской архитектуре в XIX – начале XX века.

Стиль был основан на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними византийских архитектурных форм. Примечательно, что стиль последовательно сочетался и с другими направлениями – от романтизма до модерна.

Особенности стиля

В первую очередь к псевдорусскому стилю относится русско-византийский стиль, зародившийся в 1830-е годы. Он был широко распространен в религиозной архитектуре. Первым образцом псевдорусского стиля считается храм Александра Невского в Потсдаме (архитектор – Василий Стасов), освящение которого произошло в 1829 году.

Верхние торговые ряды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Верхние торговые ряды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Распространение этого стиля поддерживалось правительством, поскольку русско-византийский или псевдорусский стиль выражал идею преемственности между Византией и Россией. В псевдорусском стиле содержалось множество элементов, характерных для византийского стиля, они были наиболее ярко воплощены в типовых и образцовых проектах религиозных объектов архитектора Константина Тона в 40-е годы XIX века. Тон занимался строительством таких сооружений, как:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой Кремлевский дворец;
  • Оружейная палата в Москве.

Существовала и другая трактовка псевдорусского стиля. Она возникла под влиянием романтизма и славянофильства. Для неё характерны сооружения с произвольным толкованием мотивов древнерусской архитектуры. Одним из первых архитекторов, работавших в таком стиле, был М.Д. Быковский. Он считал, что зодчие не должны повторять архитектурные формы древних людей, а лишь руководствуясь их примером, иметь собственную национальную архитектуру.

«Псевдорусский стиль» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В рамках данного течения были построены многие сооружения архитекторов Алексея Горностаева и Николая Никитина (например, «Погодинская изба» из дерева в Москве).

Развитие псевдорусского стиля

Во второй половине XIX века народнические идеи пробудили определенный интерес в художественных кругах. Одними из самых известных построек этого периода являются «Терем» архитектора Ивана Ропета и типография Мамонтова в Москве Виктора Гартмана. Данное направление активно распространялось российским критиком Владимиром Стасовым, изначально оно процветало исключительно в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших жилых домов, позднее – в монументальном каменном зодчестве. К началу 1880-х годов «ропетовская» архитектура, сменив основной вектор псевдорусского стиля, стала копировать декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. Как правило, такие здание строились из кирпича или белого камня и обильно декорировались, согласно традициям русского народного зодчества.

В такой архитектуре активно использовались низкие своды, «пузатые» колонны, узкие окна-бойницы и теремообразные кровельные системы. В рамках этого направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне – здание ГУМа) архитектора Александра Померанцева и здание Исторического музея архитектора Владимира Шервуда, которые завершили архитектурный ансамбль московской Красной площади.

В начале XX века получил широкое распространение так называемый неорусский стиль. Примечательно, что среди историков архитектуры нет общего мнения, стоит ли выделять это направление в отдельное, в рамках псевдорусского стиля. В поисках монументальной простоты зданий архитекторы неорусского стиля обращались к древнерусским памятникам Пскова и Новгорода. На некоторых зданиях этого периода отражается отпечаток северного модерна. В Санкт-Петербурге неорусский стиль проявлялся в религиозных сооружениях архитектора Владимира Покровского, Степана Кричинского и Германа Гримма. Также в этом стиле строилось множество доходных домов (например, дом Купермана архитектора А.Л. Лишневского.

Здание Исторического музея в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Здание Исторического музея в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По эскизу художника С.В. Малютина был оформлен фасад музея «Русская старина», построенный в Смоленске. Нередко Малютин оформлял интерьеры зданий мебелью с росписью и резьбой. (например, дом Перцовой в Москве).

Также любопытным образцом является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Здание построено в неорусском стиле, в нем присутствуют также черты модерна. Здание построено в честь 300-летия Романовых архитектором В.И. Мотылевым в 1916 году по проекту художника С.И. Вашкова.

Известные образцы

Одним из самых известных зданий России является Храм Спаса на Крови. Это религиозное сооружение было построено в память об императоре Александре II на месте его гибели. Архитекторами проекта были Альфред Парланд и Игнатий Малышев. Император Александр III хотел, чтобы сооружение было похоже на ярославские церкви XVII века. Именно в это связи храм был построен в псевдорусском стиле.

Замечание 1

Сразу после окончания строительства Храму Спаса на Крови был присвоен исключительны статус, поскольку он не был приходским. Посетить его можно было только по специальным пропускам. После революции государство перестало финансировать церковь и заботу о ней взял на себя русский народ.

Еще одно известное здание в псевдорусском стиле – Музей русских древностей, построенный в Москве. Этот псевдорусский терем построили на деньги российского мецената Петра Щукина. Архитектором проекта был Борис Фрейденберг. Первоначальное здание построено из красного кирпича в стиле ярославского зодчества. Когда коллекция музея стала увеличиваться архитектор Адольф Эрихсон запроектировал рядом еще одно здание, и два эти корпуса соединили подземным переходом.

Следует отметить также здание Исторического музея в Москве. Главной задачей архитекторов была органичная интеграция сооружения в ансамбль Красной площади. В этой связи зодчие Владимир Шервуд и Анатолий Семенов вынуждены были обратиться к псевдорусской архитектуре.

Дата последнего обновления статьи: 27.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot