Сущность постконструктивизма
Постконструктивизмом называют стиль советской архитектуры, господствовавший в 30-е годы XX века в СССР.
Стиль был сформирован под влиянием политических и идеологических особенностей государства в период, когда происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Термин «постконструктивизм» был предложен советским историком Хан-Магомедовым, который определил рамки постконструктивизма периодом с 1932 по 1936, однако, продолжительность сроков строительства и большие размеры страны позволяли продлить этот период до 1941 года. В этот период строящиеся в стиле конструктивизма здания были подвергнуты незначительной переработке, архитекторы заменили декоративное оформление.
Некоторые специалисты предпочитают называть этот архитектурный стиль советским ар-деко.
Возникновение стиля
В 30-е годы творческая жизнь была отражением событий, происходящих в стране в целом. В 1932 году было издано постановление «Об организации работ по окончательному составлению проекта Дворца Советов». Распределение конкурсных мест давало понять, что конструктивистам и рационалистам больше рассчитывать не на что, поскольку пристрастия Сталина к классической архитектуре влияли на неё гораздо больше, чем целесообразность и «пролетарская аскетичность форм».
Шоссе энтузиастов в Москве особенно богато образцами постконструктивизма. Примечателен дом №13, построенный в 1938 году. Его архитектура достаточно проста: два мощных ризалита соединены центральной вставкой, которая имеет меньшую высоту и отделана гораздо проще. Она предназначена для проезда во двор. Изначально здание архитектором В.Б. Орловым задумывалось как более конструктивистское, однако, времена менялись. На фасаде стали заметны усилия Орлова смягчить первоначальную жесткость и холодность сооружения. Однако, дополненные детали не сложились в стройную систему, отчего здание, утратив свою строгость, стало наивно приукрашенным.
Рисунок 1. Военная академия имени Фрунзе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По словам Хан-Магомедова, постконструктивизм является этапом творчества архитекторов Ивана Фомина и Ильи Голосова. Оба этих специалиста пришли к нему от противоположных архитектурных направлений – неоклассицизма и конструктивизма. Творчество Фомина (например, в конструкциях дома «Динамо»), была принята даже неопытной молодежью. Интуитивно молодые специалисты следовали тем, кто сумел четко отстоять свою позицию в архитектуре. В 1934 году архитектор Голосов также публично перешел к новому стилю – постконструктивизму. В своих работах он старался избегать откровенных заимствований из классики. Практически это проявлялось в замене традиционных круглых колонн на квадратные, новых рисунках кронштейнов и капителей.
Хан-Магомедов считал, что постконструктивизм представляет собой неоклассические формы без подобающей им детализации. Голосов, Фомин и другие архитекторы постконструктивизма намеренно изменили проверенные историей классические элементы на свои. Они стремились дистанцироваться от чистых сторонников классического наследия. Основные альбомы этих специалистов свидетельствуют о том, что архитекторы руководствовались основными правилами построения и симметрии. В большей мере подверглись изменениям такие классические элементы, как:
- колонны;
- капители;
- фризы;
- карнизы.
Основными тенденциями стиля постконструктивизм можно назвать стремление к умеренному «обогащению» внешнего декора сооружений и преодоление «излишнего аскетизма» авангардной архитектуры. Однако, следует заметить, что в новых зданиях всё-таки отмечались черты конструктивизма, например, прямоугольные парапеты, вертикальное остекление лестничных клеток, подчеркивание углов сооружений, своды с кессонами, дополнительные карнизы и т.д. Надо сказать, что от стиля ар-деко постконструктивизм отличается подчеркиванием горизонтальных линий (в ар-деко отчетливо выделяются вертикали).
В современности постконструктивизм называют одним из сталинских направлений архитектуры. Его влияние на различные стили в СССР прослеживается вплоть до 50-х годов XX века.
Примеры зданий
Для стиля характерны стороны куба, квадраты и вентиляционные вставки, заполняющие фасады. Квинтэссенцией этого образа является Военная академия имени Фрунзе (архитекторы проект – Владимир Мунц и Лев Руднев, 1932). Архитектор Руднев всегда стремился к монументальным формам и массивным объемам зданий. В Москве он стал главным архитектором Наркомата обороны. Это помогло ему создать не только стиль своего ведомства, но и выразить основные принципы постконструктивизма.
Рисунок 2. Постконструктивизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конструкции здания очевиден монументальный параллелепипед, который опирается на мощный цоколь. Цоколь делится на квадраты окнами-кессонами. Также вынесен за пределы куб – памятник-танк, который украшен декоративными рельефными врезками.
Одним из самых изобретательных архитекторов постконструктивизма являлся Даниил Фридман. Он занимался проектом первой тяговой электроподстанции Московского метрополитена. Архитектором были предложены уникальные колонны с волнообразными капителями, которые напоминали своим видом элементы электротехнического оборудования.
Помимо этого, в здании содержалось множество других причудливых деталей, которые часто применяли архитекторы второй пятилетки СССР, например:
- полукруглые ниши;
- поверхности, насыщенные круглыми оконными проемами;
- балкон в виде антаблемента;
- барельефы.
Нередко вводимые классические элементы в архитектуру появлялись в неожиданных местах. Задача многих архитекторов сводилась к изобретению футляра к уже готовой коробке. Яркий пример такой практики – здание Наркомтяжпрома в Москве. Изначально проект был создан немецким архитектором Хансом Ремеле в 1930 году, но после был отправлен на доработку советскому архитектору Дмитрию Булгакову.