Сущность плотницкой готики
Плотницкой готикой (сельской готикой) называют архитектурный стиль, получивший широкое распространение в провинциях США во второй половине XIX века. Особенностью данного архитектурного направления являлось то, что основные формы частных домов имели много общего с викторианской неоготикой.
Помимо США плотницкая готика была распространена в восточной части Канады. Здания в стиле сельской готики встречались в Австралии и Новой Зеландии. Примечательно, что термин «сельская готика» в данных странах не применялся.
В стиле плотницкой готики строились преимущественно небольшие частные дома и церкви. Данный архитектурный стиль выражался в особенности такими элементами, как стрельчатые оконные проемы и острые щипцы кровельной конструкции. Нередко здания в стиле плотницкой готики характеризовались асимметричными планами.
Многие здания в стиле плотницкой готики в США имеют историко-художественную ценность, поэтому внесены в Национальный реестр исторических мест.
Рисунок 1. Дом в стиле плотницкой готики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На известной картине Гранта Вуда «Американская готика» на заднем фоне изображен частный дом со стрельчатым окном на главном фасаде в стиле сельской готики. Примечательно, что дом, изображенный на картине, имеет реальный прототип. Считается, что внешний вид данного участка и дома послужил отправной точкой для написания автором этой картины. Художник стремился изобразить дом и людей, которые могли бы в нем жить.
Появление плотницкой готики в США
В американских источниках говорится, что стиль плотницкой готики распространялся в 1840 – 1870 годах. Но на практике такие дома встречались вплоть до 20-х годов XX века, более того, они встречаются даже в наши дни. Подобные культовые сооружения стали своеобразным стандартом для «одноэтажной Америки». Следует отметить, что если рассматривать формальную сторону вопроса, то неоготика своим появлением в бывшей британской колонии обязана попыткам поиска национальной идентичности в Европе середины XIX века и наличию большого разнообразия национальных и эклектических стилей.
Молодая американская нация переработала традиционную англосаксонскую готику каменных соборов, аббатств и других религиозных сооружений и создала свое готическое направление – американское. Создала сельскую готику, характерную для маленьких и уютных деревенских домов.
Дома в американском неоготическом стиле выделяются на фоне других. Среди характерных элементов здесь можно выделить:
- башенки;
- острые двускатные крыши;
- веранды и порталы;
- стрельчатые окна.
Следует отметить, что все элементы украшались искусно выполненной деревянной резьбой. Дерево применялось потому, что плотницкая готика предполагала органичное сочетание красоты и экономичности строительства. Была и еще одна причина – дерева в Северной части Америки было больше чем достаточно.
В середине XIX века в Америке произошел строительный бум. В этой связи стремительно начал расти спрос на недорогое жилье, а индустрия дизайна со своими каталогами «типовых» украшений, мотивов и решений позволила сделать из стандартной застройки настоящее произведение искусства. Благодаря стремительному развитию сельской готики дизайн интерьеров и внешняя красота сооружений стали доступны увеличивающемуся среднему классу. Однако, параллельно с ростом плотницкой готики наблюдалось и развитие других нео-стилей, например, шатеска или стиля королевы Анны, но всё-таки сельская готика лучше всех сочеталась с англосаксонскими манерами. Примечательно, что за любовь к украшениям сооружения в стиле плотницкой готики прозвали «пряничными домиками».
Подобные «излишества» своим существованием обязаны двум значительным деятелям, давшими жизнь американской готике. Развитие данного архитектурного направления происходило во многом благодаря архитектору Александру Джексону Дэвису (1803 – 1892) и рисовальщику Эндрю Джексону Доунингу (1815 – 1852).
Рисунок 2. Плотницкая готика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А. Дэвис запроектировал огромное количество неоготических особняков и общественных сооружений. Кроме того, ему приписывают рождение университетской готики. Э. Доунинг же пропагандировал идею приватного строительства, он считал, что данная идея может стать основной национальной ценностью и залогом морального здоровья американского народа. Помимо прочего, он был одним из редакторов журнала и за свою жизнь успел выпустить немало каталогов, в которых изложил ряд типовых проектов коттеджного и малоэтажного строительства. Он снабдил данные каталоги красочными иллюстрациями и информацией о ландшафтном дизайне. Доунинг считал, что гордость за державу непременно связана с гордостью за свой дом. Именно в этой связи люди должны были украшать дома в соответствии со своим мировоззрением и образованием.
Происхождение сельской готики
Интересно, что в первое время в США к неоготике относились отрицательно. Основной причиной этого был антагонизм с прежней метрополией, а также то, что Томас Джефферсон наряду с другими отцами-основателями предпочитал в качестве основной архитектуры для республики-наследницы античных идеалов палладианство и неогрек, а не варварскую готику. Конструкция нью-йоркской церкви святой Троицы (1846) говорит о том, что американцы в только начинали осваивать неоготику в первой половине XIX века.
Что касается «первоначальной» готики, то она зародилась гораздо раньше – в середине XII века в Северной Франции. Своего расцвета готическая архитектура здесь достигла в первой половине XIII века. Основоположником данного архитектурного стиля считается влиятельный аббат Сугерий, который начал реконструкцию базилики аббатства Сен-Дени в 1135 году. Принято считать, что именно с этого момента начала свое развитие готика в Европе. Следом за Сен-Дени был построен собор Парижской Богоматери в 1163 году, а спустя несколько столетий готический стиль перекочевал на другой континент и был интерпретирован несколько иначе.