Сущность петровского барокко
Петровское барокко – термин, применяемый историками искусства по отношению к архитектурному стилю, одобренному Петром I. Этот стиль широко использовался в период его правления в строительстве зданий в новой столице империи – Санкт-Петербурге.
Стиль ограничен временными рамками с 1697 по 1730 (время правления Петра и его непосредственных преемников). Петровское барокко представляло собой архитектурный стиль, ориентировавшийся на голландские, немецкие и шведские образцы. Прообразы петровского барокко из Западной Европы были весьма эклектичными зданиями, поскольку влияние «интернационального» варианта архитектора Бернини смягчалось пристрастием к французскому классицизму и отголосками готической старины.
Рисунок 1. Меньшиковский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Петровское барокко характеризуется простотой объемных форм, четкостью и сдержанностью убранства, а также плоскостной трактовкой фасадов. В отличие от нарышкинского стиля, также набиравшего популярность в этот период в Москве, петровский петербургский стиль представлял собой решительный разрыв с византийскими архитектурными традициями, которые сложились в российской архитектуре и доминировали на протяжении многих веков. Однако, наблюдались и отличия от голицынского барокко, которое вдохновлялось формами итальянского и австрийского Возрождения.
В число первых архитекторов петровского барокко относят таких личностей, как:
- Жан-Батист Леблон;
- Доменико Трезини;
- Андреас Шлютер;
- Дж. М. Фонтана.
Все эти специалисты прибыли в Россию по приглашению Петра I из Европы. Каждый из вышеперечисленных архитекторов внес в облик строящегося города частичку своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курировали работу европейских специалистов русские зодчие (например, известный архитектор Михаил Земцов).
Специалисты считают, что некоторые московские здания, построенные там до начала планомерной застройки Санкт-Петербурга, являются прообразом объектов петровского барокко. Например, Лефортовский дворец (1699, архитектор – Д.В. Аксамитов) и церковь Архангела Гавриила (1707, архитектор – И. Зарудный). В таких зданиях ордерные элементы фасадов комбинировались с элементами московского барокко. Примечательно, что сочетанием элементов московского и петровского барокко отметилось пришедшее им на смену елизаветинское барокко.
Меньшиковский дворец и Летний дворец
Дворец князя Меньшикова стал первым каменным сооружением в новой столице. Строительные работы длились четыре года и были завершены в 1714 году. Известно, что проект дворца принадлежит европейским архитекторам Джованни Мария Фонтана и Готфриду Шеделю. На момент постройки трехэтажное здание с мансардой являлось самым роскошным в Санкт-Петербурге. Здесь часто проводились различные торжественные мероприятия царской семьи. Например, свадьба царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией проходила в залах этого дворца.
Летний дворец Петра I был построен в период с 1710 по 1714 годы и сразу стал образцом жилища для дворян и аристократов. Однако, внешняя отделка дворца и внутренняя его планировка несколько отличались от многих зданий-собратьев.
Двухэтажное каменное здание было построено в голландском стиле по проекту архитектора Доменико Трезини. Фасады дворца выглядят весьма изысканно, они украшены терракотовыми барельефами, изображающими военные столкновения времен Северной войны (автор – Андреас Шлютер). Внутренняя планировка характеризуется относительно простыми решениями для того времени: в нем всего четырнадцать жилых помещений и две кухни.
Надо сказать, что многие современники Петра I находили архитектуру дворца неподходящей для царской резиденции. Один из послов даже назвал его «жалким домом, несоразмерным со всем остальным». После смерти императора во дворце жили члены императорской семьи, а также царские сановники.
Творчество европейских архитекторов
Как уже отмечалось выше, одним из ведущих архитекторов петровского барокко был Доменико Трезини. Работавший в Голландии итальянец по происхождению внес в петровскую архитектуру черты северо-европейского барокко. Трезини является автором одного из уникальных объектов своего времени – Петропавловского собора (1733). В основе этого сооружения заложена трехнефная базилика, которая до этого момента была чужда русской архитектуре. Архитектор дополнил собор высокой колокольней (120 метров), которая на момент строительства была основной доминантой города. Также Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых образцовых домов для массовой застройки.
Рисунок 2. Петропавловский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Француз Жан-Батист Леблон, также работавший в Санкт-Петербурге, был учеником Андре Ленотра (французского ландшафтного архитектора). Петр назначил специалиста на должность генерал-архитектора. В его обязанности входило руководство многими архитектурно-строительными работами. Например, известно, что Леблон разработал проект генерального плана Санкт-Петербурга, а также являлся автором парадных архитектурных ансамблей (Петергоф, Стрельня, Царское село).
Архитекторам-европейцам отводилась ведущая роль в строительстве новой столицы. Однако, уже в 1716-м году Петр I отправил за границу 20 дворянских детей для обучения. Среди получивших европейское строительное образование в этот период были такие архитекторы, как Иван Устинов, Иван Мичурин, Иван Коробов.
Известно, что Михаил Земцов фактически замещал Доменико Трезини, а позже и вовсе возглавил работы в Санкт-Петербурге. Он курировал возведение царских дворцов и парков. Земцов был автором церкви Симеона и Анны в Петербурге (1734), в её архитектуре удачно были соединены крестовокупольная церковь и европейское барокко.
Однако, великолепное и пышное петровское барокко просуществовало совсем недолго и уже к середине XVIII века ему на смену пришел строгий классицизм.