Сущность неовизантийского архитектурного стиля
Неовизантийский или псевдовизантийский архитектурный стиль – одно из направлений архитектуры периода историзма, которое возникло в Западной Европе в середине XIX века.
Ключевой линией неовизантийского архитектурного стиля является обращение к формам византийского искусства VI – VIII веков нашей эры. Особенно ярко это проявляется в религиозной архитектуре. Художественными и идеологическими примерами для большинства сооружений в неовизантийском стиле являются Софийский собор в Константинополе и Равеннский экзархат. Здесь следует отметить также одно из ответвлений неовизантийского стиля – бристольский византизм. Он отличался большой долей эклектики. Помимо этого, в стиле бристольского византизма строились преимущественно промышленные здания (например, фабрики и склады).
Рисунок 1. Морской Никольский собор в Кронштадте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Купола неовизантийских храмов, как правило, имеют приземистую форму и располагаются на массивных низких барабанах, которые окружаются оконными аркадами. Центральный купол обычно больше остальных. Нередко барабаны малых куполов выступают за основной объем здания лишь наполовину. Существует аналогичный вариант – внутренний объем здания не разделяется пилонами, а представляет собой единый церковный зал. У зрителя создается ощущение просторности, некоторые подобные храмы могут вмещать до нескольких тысяч человек.
Храмы в неовизантийском стиле часто строились на окраинах Российской империи (например, на Балканах). Наиболее известными архитекторами, работавшими в данном стиле, являются:
- Д.И. Гримм;
- Г.Г. Гагарин;
- В.А. Косяков и др.
Византийский стиль Российской империи
В российской религиозной архитектуре конца XIX – начала XX века был распространен так называемый «псевдовизантийский стиль», который по своей сути полностью повторял византийское зодчество. Большинство соборов строилось по примеру Софийского собора. Одним из известнейших примеров псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (архитектор – В.А. Косяков). Малые купола в сооружениях, подобных данному, называются конхами.
Развитию русско-византийского стиля способствовала мощная поддержка российского правительства, одухотворенного идеей воплощения в российской архитектуре официального православия в знак преемственности между Византией и Россией. По определению в русско-византийской архитектуре прослеживаются мотивы византийских сооружений, а также его приемы и элементы декора.
Основоположником русско-византийского стиля можно считать архитектора К. Тона, который работал в сороковые года XIX столетия. На его счету соборы в Ростове-на-Дону, Красноярске, Томске и Москве.
Рисунок 2. Свято-Троицкий Собор в Иерусалиме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако, настоящими алмазами его коллекции стали шедевры, входящие в ансамбль Красной площади – Оружейная палата и Большой Кремлёвский дворец. Эти сооружения по сегодняшний день олицетворяют величие и могущество России.
До византийского влияния на архитектуру России зодчие уже пытались создать национальный и неповторимый стиль. Он получил название «русский стиль», его господство совпало с появлением эклектики в мире. Русский стиль копировал и незначительно перерабатывал архитектуру периода правления Петра I, однако, это привело к не очень хорошим результатам – внутреннее пространство сооружений казалось современникам скудным и «сухим».
Но с приходом русско-византийского стиля всё изменилось. Архитектура стала более художественной и свободной. Русско-византийский стиль предполагает наличие следующих элементов:
- византийский орнамент, берущий свое начало из древних книг;
- большое количество деревянных конструкций;
- полукруглые арки и арочные проемы;
- массивные колонны и столбы.
В постсоветской архитектуре специалисты также прибегали к византийской архитектуре. В большинстве случаев архитекторы ориентировались на постройки начала XX века. Одним из самых известных примеров является церковь Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове в Москве (2004).
Примеры неовизантийского стиля
Морской Никольский собор в Кронштадте был построен в 1913 году по проекту архитектора В.А. Косякова. Как писал сам Косяков, строительство посвящалось героям флота, погибшим при исполнении служебного долга.
Проект архитектора Косякова был одобрен в 1901 году. Известно, что в проектировании участвовал гражданский инженер В. Шаверновский и гражданский инженер Александр Виксель. Строительство было начато в 1902 году после молебна протоиерея Иоанна Кронштадтского.
В архитектуре собора повторяется прием, использованный при строительстве Собора Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение основных частей здания несколько изменено, поэтому здание получилось несколько меньше своего прототипа. Диаметр большего купола – 31 метр (он назван куполом Святой Софии). Фасад здания облицован терракотой и кирпичом, украшен гранитным цоколем и колоннами порталов. Иконы на фасадах выполнены в мастерской В.А. Фролова.
Свято-Троицкий Собор в Иерусалиме также является одним из известнейших образцов неовизантийского стиля. Церковь была торжественно заложена в 1860-м году в рамках программы по строительству русских сооружений на Мейдамской площади Иерусалима. Проект разработал русский архитектор Мартин Эппингер. В 1863 году строительство было завершено, но освящено сооружение было только в 1872 году.
Собор представляет собой белокаменный пятиглавый храм в неовизантийской тематике. Резной иконостас датируется 1869 годом. Его изготовили в Санкт-Петербурге в мастерской Н.А. Леонтьева. Царские врата здания оформлены позолотой. Примечательно, что они были пожертвованы председателем Палестинского комитета, князем Константином Николаевичем.