Сущность неомайяского стиля
Неомайяский стиль – архитектурное направление 1920-1930-х годов, вдохновленное архитектурой и иконографией культуры доколумбовой Мезоамерики.
Следует заметить, что хотя стиль и ассоциируется в первую очередь с культурой древних майя, на практике он включает в себя элементы и других мезоамериканских культур (например, ацтекской культуры). Последняя представлена в национальных группах мешик и науа. Несмотря на различия в культурных направлениях, в неомексиканском архитектурном стиле проявляется их синкретизм (сочетание разнородных течений без их объединения), что противоречит многим историческим фактам.
Рисунок 1. Здание «Эннис-хаус». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Историк Маджори Ингл считает источником неомайяского стиля здание панамериканского союза (архитектор – Пол Филипп Крет). Здание в своей архитектуре сочетает множество мотивов коренного населения Америки: майяские и мексиканские фрески (нередко мотивы скопированы со скульптуры в Копане), скульптуры на фонарях у входа, традиционные рисунки.
Наибольшее число зданий в неомайяском стиле расположено в Детройте (штат Мичиган) и Мериде (Мексика), также их можно встретить в Нью-Йорке, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Акапулько, Канкуне и Токио.
Считается, что неомайяское направление в архитектуре относится к течению историзма. Историзм в декоративном искусстве и архитектуре был широко распространен в конце XIX века. Архитекторы – приверженцы историзма стремились к точному воспроизведению форм и духа того или иного исторического стиля. Он может выступать как в качестве комбинирования стилей различных эпох, так и в полном копировании единой концепции.
Неомайяский стиль и ар-деко
Среди архитекторов неомайяского стиля наиболее известным является Фрэнк Ллойд Райт. Дом Холлихока, расположенный в Лос-Анджелесе, своей архитектурой повторяет формы храмов Паленке, а отель Империал в Токио – мезоамериканские сооружения. Из строений Лос-Анджелеса можно выделить также Милллард-хаус, Сторес-хаус и Фримн-хаус, все эти объекты объединяют барельефы и геометрические рисунки на фасадах, скопированные со строений Ушмаля.
Сын архитектора, Ллойд Райт, занимался управлением строительства трёх вышеперечисленных зданий. Также он самостоятельно спроектировал неомайяский дом Джона Сноудена, располагающийся в Голливуде.
Один из учеников Фрэнка Ллойда Райта – Арата Эндо, построил отель Кошиен в Токио. Следует заметить, что архитектура этого здания в значительной мере повлияла на внешний вид отеля «Империал» в столице Японии.
Рисунок 2. Майяский театр в Лос-Анджелесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одним ярким примером неомайяской архитектуры можно назвать калифонрийский Ацтекский отель (1924 – 1925), архитектор – Роберт Стейси-Джадда. Внутренний декор здания и мебель повторяют абстрактные узоры майяской письменности вперемешку с стилем ар-деко.
Также в неомайяском стиле построены такие здания, как:
- Aurora Elks Lodge в штате Иллинойс, 1926;
- Майяский театр в Лос-Анджелесе, архитектор - Стайлс О. Клементс, 1927;
- Здание Фишера в Детройте, архитектор - Альберт Кан, 1927;
- Майяский театр в Денвере, 1929-1930.
Архитектура Фрэнка Ллойда Райта
Здание «Эннис-хаус» является поистине уникальным проектом данного архитектора. Дом выглядит как древний храм майя, восходит ступенями из 27 тысяч бетонных блоков на вершину холма Лос-Фелис. Блоки выполнены из гравия, гранита и песка, связанных специальным вяжущим. Каждое изделие было отлито вручную, в алюминиевых формах. Впоследствии эти блоки были названы «текстильными» по причине своего оригинального декора: каждый блок с двух сторон украшен сложным рельефным узором в майяском стиле. Следует заметить, что в архитектуре объекта есть намек на масонский орден, к которому долгое время принадлежал владелец дома Чарльз Эннис.
Здание было запроектировано для владельца сети универмагов Чарльза Энниса и его супруги Мейбл в 1924 году. Неомайяский стиль в архитектуре был выбран не случайно – владелец дома живо интересовался индейской культурой. Большой бюджет и схожие вкусовые предпочтения с заказчиком позволили архитектору осуществить уникальный проект. Это здание является последним домом в серии домов из «текстильных блоков», построенных в 20-е годы архитектором Райтом (все здания находятся в южной части Калифорнии).
Фасады здания в лучах заходящего солнца кажутся зрителю узорчатой тканью. Внутри здание отличается высокими потолками, длинными коридорами, загадочными солнечными бликами, проникающими через большие витражные окна. Фрэнк Ллойд Райт отказался от своей привычной планировки в пользу четкого разделения на функциональные зоны.
Здание имеет большую парадную часть, гостиную с балконом, с которого открывается бесподобный вид на город, столовую с позолоченным панно и внутренний двор с бассейном. Для того, чтоб жилые помещения не выглядели монументальными, архитектор предусмотрел разбиение их на ярусы. Каждый элемент здания, начиная от дверной ручки и заканчивая электрическими выключателями – дело рук архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Известно о конфликте архитектора с заказчиками в конце реализации проекта. В этой связи строительство было завершено силами Чарльза Энниса. В первоначальном проекте не было мраморных полов, кованой решетки в интерьере и мебели в стиле ар-деко.
В середине 1990-х годов несущие конструкции здания сильно пострадали от землетрясения и затяжных дождей, обрушившихся на Калифорнию. По этой причине дом был признан аварийным и был закрыт для посещения (к тому времени он уже не являлся частной собственностью).
В 2011 году здание приобрел американский миллиардер Рон Беркл за 4,5 миллиона долларов. Беркл вложил еще около 17 миллионов в реконструкцию неповторимого шедевра американского модернизма.