Сущность неомавританского стиля
Под неомавританским стилем понимается ретроспективное направление в архитектуре историзма второй половины XIX века – первой половины XX века. Сущность стиля заключается в переосмыслении и имитации приемов испанского, мавританского и исламского зодчества средневековья.
Данное направление в архитектуре неоднородно, к нему специалисты относят средневековые памятники Магриба и исламской Испании. В основе неомавританского стиля лежит синтез художественных традиций вестготов, берберов, а также других народностей, входивших в состав Арабского халифата. Для сооружений в мавританском стиле характерны такие признаки, как:
- подковообразные и фестончатые арки;
- купола и фризы;
- настенная резьба.
Рисунок 1. Дворец в Кореизе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Колонны таких зданий облицовывались глиняными изразцами и керамическими плитками. Во внутреннем декорировании нередко применялась мозаика, цветные витражи и орнаментальные украшения из цветного мрамора.
История возникновения стиля
Эпоха завершения романтизма характеризуется поисками новых направлений, способных составить конкуренцию уже приевшимся на тот момент формам классицизма и неоготики. Обратиться к наследию средневековой Испании и сопредельных мусульманских государств европейцев подстегнула публикация книги Вашингтона Ирвинга «Альгамбра».
Примечательно, что в первое время европейцы не различали, собственно, мавританское зодчество и формы, более характерные для Османской империи.
Рисунок 2. Воронцовский дворец в Алупке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характерным памятником архитектуры, иллюстрирующим вовлечение европейцев в исламское зодчество, стал Воронцовский дворец в Алупке. Это здание запроектировал британский архитектор Блор, находившийся под впечатлением от «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Позднее данный стиль даже стал весьма характерным для русской усадебной архитектуры, причем не только на Юге, но и в центральной части России (дом Арсения Морозова на Воздвиженке). Испаноязычные районы США также стали очагами строительства в мавританском стиле (например, Калифорния), а после оккупации Австро-Венгрией и в Боснии и Герцеговине также отметилось начало строительства мавританских сооружений.
Европейские архитекторы в большинстве своем интерпретировали неомавританский стиль как «стиль синагог», так как во многих еврейских сообществах предпочиталось возводить религиозные сооружения именно в этом стиле, на тот момент он ассоциировался с золотым веком мусульманской Испании и средневековой Европы.
Что касается самой Испании, то мавританский стиль в архитектуре здесь прижился не сразу. Одним из первых архитекторов, работавших в нём, стал Антонио Гауди. В его творчестве начали преломляться отдельные замысловатые мотивы мавританской архитектуры (дворец в Асторге). Известно, что в связи с проведенной выставкой испано-американской архитектуры в Мадриде было создано несколько внушительных городских ансамблей в неомавританском стиле. Сюда относятся площадь Испании в Севилье и театр в Кадисе.
Известные сооружения в неомавританском стиле
Дом Арсения Морозова в Москве. Этот необычный особняк в 1899 году построил архитектор Виктор Мазырин по заказу известного чудака-миллионера Арсения Морозова. Известно, что Морозов и Мазырин за несколько лет до начала строительства вместе путешествовали по Испании и Португалии. Местные дворцы настолько впечатлили обоих, что на родине они захотели воспроизвести нечто подобное. Мазырин сконструировал особняк в неомавританском стиле с шикарно украшенным входом и несколькими башенками по торцам. Во внешнем и внутреннем декоре использовались ракушки на стенах, витые колонны и резной карниз. Эти детали появились под влиянием архитектуры мануэлино (португальский вариант Ренессанса). Примечательно, что внутри особняка наряду с неомавританским стилем присутствовал ампир и барокко.
Воронцовский дворец в Алупке. В оформлении данного особняка новороссийского генерал-губернатора Михаила Воронцова неомавртитанский стиль сочетался с английским стилем эпохи Тюдоров. Мавританскими здесь являются дымовые трубы, выполненные в виде минаретов исламских мечетей, а также парадный южный вход в особняк, которые зодчий оформил в духе исламской архитектуры. Архитектором проекта был англичанин Эдвард Блор, а возведением сооружения занимался Уильям Гунт. В огромном дворце было предусмотрено 150 жилых комнат, его строительство растянулось на 20 лет и завершилось лишь в 1848 году.
Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге. В середине XIX века еврейская община Петербурга насчитывала 10 тысяч человек, в этой связи было принято решение расширить существующее помещение. В 70-е годы XX века на средства барона Гинцбурга, а также на пожертвования других членов общины началось возведение синагоги. Архитекторами данного сооружения стали Лев Бахман и Иван Шапошников, помимо них возведение здания контролировал Николай Бенуа. Известно, что участие в строительстве принимал также архитектор Стасов, именно по его рекомендациям синагога была выполнена в неомавританском стиле. Изначально здание планировалось воздвигнуть в гораздо больших размерах, но по приказу Александра II в проект были внесены изменения. Однако, несмотря на все ограничения синагога получилась весьма грандиозной и долгое время выделялась своими размерами среди близлежащих сооружений.
Дворец Дюльбер в Кореизе. Строительство дворца было завершено в 1897 году. Архитектором здания является русский архитектор Николай Краснов, а эскизы для дворца подготовил дядя Николая II – великий князь Петр Николаевич, будучи заказчиком особняка. Он поистине влюбился в мавританскую архитектуру во время путешествия по странам Ближнего Востока. Над входом, украшенным куполами и стенами с зубчатыми наконечниками, было высечено изречение о том, что Аллах благословляет всякого вошедшего в здание.