Сущность неоклассицизма
Неоклассицизм – термин, применяемый в российском искусствоведении и обозначающий художественные явления последней трети XIX и начала XX века, которым было присуще обращение к традициям античного искусства, а также искусства эпохи Возрождения или классицизма.
Что касается зарубежного неоклассицизма, то его связывают с периодом XVIII – начала XIX века. Во Франции в рамках неоклассицизма возникли стили регентства, Людовика XIV, Директории и ампир. Английский неоклассицизм характеризуется возникновением таких стилей в мебельном деле, как стиль Адама, Хепплуайта и Шератона. В Германии неоклассицизм относят к XX веку, а классицизм определяется периодом 1760 – 1840 гг.
Развитие неоклассицизма
В некоторых европейских источниках упоминается существование нового классицизма, он характеризуется обновленным направлением стиля, характерным для второй половины XVIII века. Эти же источники упоминают о неоклассицизме XIX века, различая его со стилем XVII – начала XVIII века. В результате разнополярных трактовок одного и того же понятия образовалась путаница во временных рамках стилевого направления. Российский неоклассицизм отличался от традиционного классицизма отделкой и строительными материалами, так, вместо белой штукатурки колонн стали использовать натуральный камень.
Надо сказать, что российский неоклассицизм имел национальный оттенок, и при этом сочетал в себе мотивы Ренессанса и античной классики. Российский неоклассицизм специалисты нередко называли «Петербургским возрождением», что указывало на ведущую роль российской столицы того времени, где преимущественно и строились сооружения в этом стиле.
Примечательно, что российский неоклассицизм благополучно пережил революцию и стал развиваться в новых реалиях, он получил воплощение в сооружениях 30-х – 50-х годов XX века. Неоклассицизм был реализован в зданиях разных городов и снова стал популярным в наше время.
Рисунок 1. Дом искусства в Мюнхене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неоклассицизм начал развиваться еще в 1725 году благодаря трудам известного художественного деятеля Колина Кэмбелла (1676 – 1729 гг.). В своих трудах он призывал к возвращению к палладианским традициям. Неоклассицизм в архитектуре стал отождествляться с либеральными взглядами. Наиболее ярким примером раннего классицизма является Чисвик Хаус архитектора Вильяма Кента, который был построен в 1725 году.
В первое время подобные манеры строительства использовались в английских особняках и прекрасно сочетались с английскими пейзажными парками. Во Францию этот стиль перебрался лишь в середине XVIII века, где и были сформированы его основные направления. В эпоху Ренессанса классика означала возрождение и переосмысление античности, к XVII веку античность вновь входит в моду в качестве отражения вкусов нового класса – буржуазии, а классические сооружения того времени отождествляются с обновлением классицизма прошлых веков.
Архитекторы и сооружения неоклассицизма
В конце XIX века неоклассицизм несколько видоизменяется: в работах многих европейских архитекторов он вбирает в себя некоторые черты модерна, сочетаясь при этом с идеями античности. В начале XX века в США, Франции и Великобритании неоклассицизм имеет монументальные черты и отличается парадностью.
В 30-е годы XX века неоклассицизм используется в Италии и Германии. Это происходит во многом благодаря творчеству архитекторов Марчелло Пьячентини (1881 – 1960 гг.) и Альберта Шпеера (1905 – 1981 гг.), последний был личным архитектором Адольфа Гитлера. Нередко архитектурные формы специально масштабировали, придавали им монументальность. Это должно было служить целям пропаганды величия Италии и Германии. Следующие сооружение наиболее четко иллюстрируют вышеизложенное:
- Университетский городок в Риме (1935);
- Дом искусства в Мюнхене (1937);
- Имперская канцелярия в Берлине (1938).
В этих зданиях неоклассицизм привели к огрубленным формам, подчинили строгой симметрии и ритму.
Надо сказать, что многие архитекторы стремились сочетать неоклассицизм с железобетонными конструкциями. Например, французский архитектор Огюст Перре (1874 – 1954 гг.) предпринял попытку комбинации железобетонных конструкций с классическими формами в Париже. Классические элементы в его интерпретации были максимально упрощены при создании театра на Елисейских полях. Другим примером является бывшее здание германского посольства, построенное по проекту Петера Беренса в Петербурге на Исаакиевской площади. Его возведение было закончено незадолго до начала Первой мировой войны.
Рисунок 2. Линкольн-центр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интересно, что в 50-60 годы XX века в США стартовала государственная программа, содержащая указания о строительстве в стиле неоклассицизм. Данная программа включала рекомендации и требования к определенному стилистическому характеру зданий. В данный период было построено множество дипломатических служб и представительств США в разных странах мира. Для этих зданий характерной особенностью является сочетание современных конструкций с классическими элементами, а также имитация дорогих материалов. Примечательно, что при строительстве таких зданий в некоторых странах на архитектуру накладывались национальные элементы. Например, это хорошо прослеживается в зданиях посольства США в Дели, Лондоне и Афинах. В архитектуре Америки показательным образцом неоклассицизма является Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг.), архитекторами которого являются Филипп Джонсон, Милтон Абрамовиц и Ээро Сааринен. Комплекс зданий Линкольн-центра образует симметричную окантовку прямоугольной площади.
Неоклассицизм в значительной мере повлиял и на архитектуру таких стран, как:
- Польша;
- Болгария;
- Венгрия.
Здесь он нередко сочетается с национальными и этническими мотивами в архитектуре.