Курортная архитектура
Под курортной архитектурой понимается архитектурный стиль, характерный для прибрежных регионов и курортов на Балтийском побережье.
Развивался стиль с момента появления Хайлигендамма (Германия) и достиг своего расцвета в XIX веке, когда многие прибрежные районы стали соединяться железной дорогой с большими городами.
Отдельно стоящие здания в стиле курортной архитектуры называются «курортными особняками.
Следует отметить, что данный архитектурный стиль нередко встречается и в районах, отдаленных от побережья, например, во многих оздоровительных центрах Центральной Европы – Чехии или Швейцарии.
Считается, что курортный стиль появился при проектировании первого континентального морского города-курорта для аристократов высшего класса – Хайлигендамма в Мекленбурге.
Как уже отмечалось выше, данное архитектурное направление получило широкое распространение с развитием железнодорожных сетей. Благодаря развитию железнодорожного сообщения в Германии конца XIX века наблюдалось массовое увлечение морскими курортами. Курортный стиль представляет собой некоторые вариации разных стилей с новыми конструктивными элементами, включая историзм и модерн. Здания в курортном стиле обычно имеют два или четыре этажа, фасады обязательно украшаются балконами, верандами и фронтонами. В крупных зданиях нередко предусматривается выступающая часть (ризалит), идущая во всю высоту здания. Оконные проемы имеют арочную или прямоугольную форму и иногда обрамляются полуколоннами или пилястрами. Кровельная конструкция, как правило, имеет треугольную или фигурную форму, нередко кровля дополняется башнями. Основной особенностью зданий в курортном стиле является приверженность классицизму, иногда он дополняется элементами модерна.
Наиболее характерный цвет для курортного стиля – белый, в этой связи подобные здания нередко называют «белыми жемчужинами». Однако, встречаются и другие цвета при оформлении фасадов:
- бордо;
- фиолетовый;
- оливковый;
- бежевый.
Следует отметить, что здания в курортном стиле обычно строятся из древесины и весьма недолговечны.
Неомавританский стиль
Термин «неомавританский» существует для описания ретроспективного направления историзма второй половины XIX –первой половины XX века. Его сущность заключается в переосмыслении и имитации архитектуры Испании, Португалии, а также средневекового мавританского и исламского зодчества, в особенности – мудехара.
Надо сказать, что архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба и исламской части Испании, неоднородно. Например, для сооружений мавританского стиля характерны стрельчатые оконные проемы, арки, карнизы, настенная резьба. Колонны таких зданий облицовывались керамической мозаикой или изразцами. Иногда применялись витражи и украшения из цветного мрамора, нередко использовался орнамент.
Мода на мавританские сооружения возникла на исходе эпохи романтизма. Это связано с поисками новых архитектурных стилей, которые могли бы конкурировать с классицизмом и неоготикой. Здесь стоит сказать, что публикация сборника «Альгамбра» под авторством Вашингтона Ирвинга подстегнула интерес европейцев к средневековой Испании и некоторым мусульманским государствам. Примечательно, что в первое время развития неомавританского стиля не делалось различий между мавританским и османским зодчеством.
Рисунок 1. Усадьба Воронцова в Алупке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Считается, что первым памятником мавританского стиля в России является Воронцовский дворец в Алупке. Его проектированием занимался британский архитектор Блор. Видно, что при разработке архитектурных форм дворца он вдохновлялся «индо-сарацинским» павильоном в Брайтоне. Именно благодаря данному сооружению этот стиль стал характерным для усадебной архитектуры.
В Европейском обществе неомавританский стиль долгое время интерпретировали как «стиль синагог», поскольку многие еврейские сообщества того времени стремились возводить религиозные сооружения именно в этом стиле.
В самой Испании неомавританская архитектура прижилась не сразу. Одним из первых наиболее популярных архитекторов, работавших в этом стиле, был Антонио Гауди.
Средиземноморский стиль в частном строительстве
В целом можно сказать, что в формирование средиземноморского стиля сделали вклад десятки наций по всему миру. Однако, наиболее очевиден вклад предков современных греков, испанцев и итальянцев. Именно в этих странах на сегодняшний день средиземноморский стиль в архитектуре считается самым узнаваемым и популярным.
Рисунок 2. Частный дом в средиземноморском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несмотря на внешнее разнообразие таких зданий, они имеют ряд общих признаков. Данные признаки сформировал одинаковый климат в Греции, Италии и на юге Франции: дома строились таким образом, чтобы сохранить внутри прохладу. Конструкции частных зданий здесь весьма просты и архаичны, что делает их легким и непринужденным продолжением пейзажа.
Сооружения на побережье являются воплощением простоты и лирики, им не свойственны излишества фасадов и внутреннего декора. В конструкциях таких зданий лаконично сочетается дешевый известняк и благородный мрамор, керамика и дерево, окрашенное в яркие цвета, а также кованый металл и штукатурка.
Помимо прочего, средиземноморский архитектурный стиль узнаваем по ряду признаков:
- Черепичная кровля;
- Открытая планировка этажей и минимальное количество внутренних перегородок. Данный прием способствует лучшей вентиляции помещений и создает иллюзию плавности;
- Наличие патио (внутренних дворов, нередко накрываемых навесом);
- Наличие открытых балконов и террас.
Полы внутри зданий обычно выкладывают камнем или крупными керамическими блоками, что способствует сохранению прохлады внутри помещений. Примечательно, что камень почти никогда не привозится издалека: применяется лишь местное сырье.