Сущность египтизирующего стиля
Под египтизирующим стилем понимается направление в архитектуре и европейском искусстве, в котором используются архитектурные элементы Древнего Египта.
Первый интерес к этой традиции прослеживался еще в сооружениях Древнего Рима, однако наибольший пик пришелся на конец XVIII века, во времена Египетского похода Наполеона. В этой связи египетские мотивы даже стали неотъемлемой частью стиля ампир.
Рисунок 1. Белый зал Гатчинского дворца. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечателен и еще один всплеск моды на египтизирующий стиль в истории. Он приходится на начало XX века, когда исследователи обнаружили гробницу Тутанхамона. Последний раз «египтомания» затронула Европейские государства в конце XX века. В большей мере это случилось по причине возведения стеклянной пирамиды Лувра в Париже.
Ранний период развития
Развитие древнеегипетского искусства связано с влиянием римского народа. Связь Клеопатры с Цезарем, её жизнь в Риме, а также Последняя война Римской республики и завоевание Египта, все эти факторы оказали мощное влияние на архитектуру Римского Египта. Сегодня не секрет, что древнеегипетское искусство впечатляло римлян, каким бы чуждым оно для них не являлось. Триумфальность и величественность Августовского классицизма плавно сочеталась с формами египетского искусства. Помимо этого, с Востока в Рим активно проникали таинственные культы, в том числе и египетские.
Известно, что на Марсовом поле в Риме в 43 году до нашей эры были возведены храм Исиды и храм-серапеум Сераписа. Эти сооружения окружались стенами, украшенными статуями и обелисками. Третий по величине район Рима даже носил название, в переводе с латинского означающее «в честь Сераписа». Вилла Адриана также впитала в себя отчетливые признаки влияние Сераписа, ведь туда были привезены статуи из города Каноба.
Рисунок 2. Пирамида Цестия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что у римлян в те времена появился обычай вывозить египетские статуи и обелиски на родину и украшать ими свои города. На римских улицах до наших дней сохранилось несколько обелисков (лишь 8 из них подлинные, остальные носят подражательный характер). А на Капитолийском холме стояли египетские фигуры львов из черного базальта, позднее они были перевезены к подножью Капитолийской лестницы.
Египтомания отмечается и в архитектуре сооружений, возводимых с нуля в Риме. Ярким примером, иллюстрирующим это, является пирамида Цестия. Примечательно, что пропорции возведенного сооружения продемонстрировали непонимание местными зодчими принципа устройства настоящих пирамид. Четкие черты египтизирующего стиля продемонстрировал Третий стиль древнеримской живописи. В нем сочетаются свойства орнаментальности и египетские принципы построения узоров.
В Византийских источниках V века нашей эры также отмечаются признаки египтизирующего стиля в архитектуре, но, вероятно, они были неким эллинистическим проявлением.
Египтизирующий стиль в эпоху Ренессанса
В эпоху Ренессанса также нередко обращалось внимание на древнеегипетское искусство. Наиболее наглядными примерами являются остатки римских обелисков, которые были уничтожены в эпоху Средневековья. В эти времена данные элементы были возвращены в европейскую архитектуру. В XVI веке итальянский живописец Джулио Кловио выполнил ряд миниатюр «Служебник Колонна», который был предназначен для кардинала Помпео Колонна и включал явные египетские элементы декора.
Но лишь изобразительных мотивов было недостаточно, параллельно шло и интеллектуальное осмысление. Серьёзный вклад внесли гуманисты, в те времена активно изучающие античные тексты. Был переведен Диодор, описывающий чудеса Египта. В 1419 году была найдена одна из рукописей Гораполлона, содержавшая ряд ошибочных суждений о переводе египетских иероглифов.
Текст и рисунки «Иероглифики» Гораполлона, а также другие символы, скопированные с древнеримского храма в Сан-Лоренцо были использованы в романе «Гипнэротомахия Полифила», написанном в 1499 году. Данный роман пользовался огромной популярностью даже через несколько веков после своего издания и сильно повлиял на некоторые произведения искусства.
В популяризации Египта в Европе сыграло важную роль то, что представители гуманизма вынесли из античных текстов мысль о том, что Семь великих мудрецов древности были учениками египетских жрецов (например, Пифагор).
Египтизирующий стиль в России
Русское искусство также стремилось не отставать от моды, в этой связи в определенные периоды египетские мотивы также стали проникать в Россию. Главными распространителями данной тенденции специалисты называют великого князя Павла Петровича и видного масона Александра Сергеевича Строганова. В возведенных по их приказам сооружениях фигурируют египетско-масонские элементы.
В сложной символике и мистике масонства важное место получили такие божества, как Осирис и Исида. Это, несомненно, оказало влияние на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные ныне объекты того времени говорят о начальных проявлениях эллинистической тенденции в сооружениях. Считается, что причина этого кроется прежде всего в том, что многие русские специалисты в области архитектуры знакомились со своим ремеслом в Европе, а именно в Италии.
В настоящее время на территории России существует ряд памятников, причисленных к египтизирующему стилю:
- Фонтан «Пирамида», возникший еще при Петре I. Его внешний вид имеет много общего с Версальским «обелиском»;
- Гробница левретки Екатерины II, располагающаяся в царском селе. Сооружение представляет собой пирамиду, построенную в 1772 году. На одной стороне пирамиды, сооруженной из кирпича, был предусмотрен вход, а по углам располагались четыре колонны на пьедесталах, вытесанные из уральского мрамора;
- Кагульский обелиск, построенный в 1771 году по проекту архитектора Антонио Ринальди;
- Белый зал Гатчинского дворца. На проявления египтизирующего стиля здесь указывают статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца, держащего жертвенный поднос.