Сущность дороманского периода
Дороманский период – период в европейском искусстве, сменивший позднюю античность и предшествующий романскому искусству.
Временные рамки дороманского периода принято обозначать от королевства Меровингов (конец V века) и до начала романского периода в XI веке. Примечательно, что термин «дороманский» преимущественно используется в сфере архитектуры и монументальной скульптуры.
Рисунок 1. «Ворота» с надвратным залом в Лорше. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дороманский период принято считать временем становления всей средневековой архитектуры. Во времена раннего христианства, когда данная религия становится официальной, начинают строиться первые базилики. Надо сказать, что до этого момента все культовые сооружения находились, преимущественно, под землей – в катакомбах. Большинство церквей раннего периода христианства до наших дней не сохранилось. Из того, что может оценить современный наблюдатель, остаются лишь определенные фрагменты комплексов, чаще всего крещальни. Они представляют собой здания с ярко выраженным центром. По форме в плане крещальня может быть восьмиугольная, круглая и крестообразная.
Особенности архитектуры дороманского периода
Среди наиболее характерных признаков дороманской архитектуры можно выделить следующее:
- применение мозаики и фресок во внутреннем декоре зданий;
- крестообразная форма зданий в плане;
- условность всех изображений (такой подход, скорее всего, был заимствован из античности);
- частое использование символики;
- применение приемов разномасштабности в фигурах.
Надо сказать, что в так называемых «варварских королевствах» - Англии, Ирландии, Дании, религиозная архитектура еще долгое время находилась под влиянием язычества, несмотря на то, что христианство здесь было принято достаточно быстро. Что касается Скандинавского полуострова, то здесь и вовсе первые стилизованные каменные кресты появились только к IX – X вв. Характерный стилизованный узор применялся также и в язычестве.
Культовые христианские сооружения начинают появляться в этот период в Англии и Ирландии, однако, они еще носят достаточно примитивный характер и практически лишены оформления. Как и при любом другом переходном периоде здесь еще прослеживается влияние предыдущей архитектуры. Например, в постройках Остготского и Лангобардского королевств очевидно влияние античности. Еще остаются в силе некоторые элементы античного искусства. Как правило, храмы имеют круглую форму, а их купола грубо отесаны. Одной из архитектурных особенностей данных регионов можно назвать надгробные плиты, выполненные в технике поверхностного рельефа.
Первой яркой страницей в истории средневековой Европы стало правление Каролингов. Основным культурным центром того времени стала столица франкского государства – город Аахен. Неудивительно, что на архитектуру Каролингской и Оттоновской империй в дороманский период оказывают сильное влияние античные традиции (преимущественно, римская архитектура). Базилики здесь строились из дерева и камня и имели строго центрическую форму. Примечательно, что с годами усиливается оборонительный характер подобных религиозных объектов.
Наиболее значимым сооружением того времени можно по праву назвать капеллу Карла Великого в Аахене (800 год). Монастырское строительство в этот период также получило широкое распространение. Помимо этого, начинают появляться первые прообразы феодальных замков. Монастыри планируются с небывалой четкостью и полностью соответствуют уже сложившимся к этому моменту канонам. В такой комплекс обязательно входит храм, соединенный с жилыми помещениями, а также школа, библиотека, трапезная и больница. По канонам каждое из вышеупомянутых зданий должно иметь свою ориентацию и располагаться строго в определенных местах.
Известные сооружения дороманского периода
Известно, что Карл Великий был довольно религиозным человеком, поэтому он выстроил в своей столице базилику необыкновенной красоты. Сооружение сохранилось до наших дней. Здание украшено золотом, серебром, мозаикой и светильниками. Ворота и решетки выполнены из бронзы. Примечательно, что некоторые конструктивные элементы были доставлены из Раввены или Рима (например, колонны и мраморные блоки).
Рисунок 2. Капелла Карла Великого в Аахене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Высота капеллы составляет около 32 метров. Нижний шестнадцатиугольный этаж сооружения символизирует собой землю. Восьмиугольный верхний ярус олицетворяет небо. Здесь располагается алтарь, а напротив него – царский трон. Купол изнутри оформлен мозаикой с изображением Спасителя, восседающего на троне. Христос окружен 24-мя старцами. Здесь также символически изображаются животные четырех евангелистов.
Следует упомянуть и о еще одном известном памятнике архитектуры дороманского периода – «Ворота» в Лорше. Они представляют собой постройку, отдаленно напоминающую триумфальные арки более позднего периода. Данные «Ворота» некогда являлись частью архитектурного ансамбля в античном стиле, предположительно, построенного в 800 г. н.э. Нагрузку от трех арок конструкции воспринимают габаритные пилоны, украшенные тонкими полуколоннами. Верхний ярус отличается декорированными стенками с геометрическим полихромным рисунком. Специалисты отмечают здесь влияние деревянной архитектуры, особенно это проявляется в оформлении треугольных щипцов.
Интересно, что в начале XX века специалистами под более поздним средневековым слоем декора был обнаружен первоначальный. Он представляет собой фрески, очень похожие элементы оформления римских домов.
Таким образом, еще одной характерной особенностью дороманской архитектуры можно назвать монастыри с тщательно продуманной планировкой и красивые базилики, украшенные фресками и мозаикой. Как уже отмечалось выше, расцвет архитектуры дороманского периода приходится на период правления Каролингов.