Сущность августовского классицизма
Под августовским или «римским» классицизмом понимается историко-региональный архитектурный стиль античного искусства. Он получил широкое распространение в I веке нашей эры, в период благополучия Рима при правлении императора Октавиана Августа.
Известно, что Октавиан Август был родственником Гая Юлия Цезаря. После победы в борьбе за власть император объявил себя «принцепсом», что в переводе означало «первым в сенатских кругах». В этой связи историки назвали данный период в истории принципиатом Августа. Помимо этого, императору было присвоено звание Верховного жреца и Отца отечества. Надо сказать, что в Римской империи поддерживался культ императора, хотя сам Август называл себя «первым среди равных». Он привлекал в столицу талантливых людей и специалистов в архитектуре и строительстве. Август гордился тем, что при нем храм Януса Квирина был заперт три раза, что означало отсутствие войн на всей территории Римской Империи. В Риме император учредил культ божества мирного времени, так называемый «Августов мир» и распорядился построить на Марсовом поле беломраморный Алтарь Мира.
Сооружения и конструктив
В античной традиции император Август считался самым счастливым из всех императоров. Именно в его честь была сказана фраза: «Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». При этом императоре в Риме было развернуто грандиозное строительство, были построены такие величайшие сооружения, как:
- Форум с храмом Марса (Форум Августа);
- святилище Аполлона на Палатине, включающее в себя греческую и латинскую библиотеку;
- храм Юпитера на Капитолии.
От специалистов, привлеченных в город, он требовал украшать улицы и возводить новые памятники, либо восстанавливать старые. В этой связи главным качеством архитектуры того периода становится декоративность. Внутренняя поверхность стен сооружений начинает отделываться цветной мраморной плиткой. Прикрепленные к стенам полуколонны выполнялись из цветного мрамора, это способствовало восприятию всего сооружения как огромного неприкрытого монумента.
классицизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Августовский классицизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Городские площади украшали статуи, например, копии с кариатид Афинского Эрехфейона. Ниши заполняли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Площадь форума украшал 14-метровый колосс Августа, вероятнее всего, установленный после смерти императора.
В этот период греческая ордерная система начинает использоваться в зодчестве не конструктивно, а декоративно. В качестве несущей конструкции была использована стена либо аркада из кирпича и «римского бетона» (он состоял из смеси гравия с аналогом цемента), а колонны монтировались чаще всего для красоты и не воспринимали нагрузок. Унифицированный вариант такой конструкции впоследствии получил название «римской ячейки». Из большого изобилия античных ордеров римляне предпочитали наиболее вычурный – коринфский.
Инкрустация и облицовка стен сооружений стали применяться повсеместно. Любое сооружение зодчие начали отделывать разноцветным мрамором изнутри и снаружи. В качестве внутреннего и внешнего декора использовался не орнамент из геометрических фигур, а вполне естественный, растительный узор. Примечательно, что в рельефе и росписи такой орнамент появится в архитектуре снова лишь полтысячелетия спустя, в период готической архитектуры.
Античная архитектура
При упоминании античной архитектуры, сразу вспоминается искусство Древней Греции. Над созданием одного из самых известных древнегреческих архитектурных ансамблей – Акрополя – с 6-го века до нашей эры трудились такие специалисты, как Калликрат, Мнесикл и Иктин. В конце XIX века были проведены масштабные реставрационные работы, в ходе которых был восстановлен исторический облик Акрополя и заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности являлась образцом для подражания в Римской Империи.
Древнегреческие архитекторы преуспели в изучении точных наук – геометрии и математики. При помощи этих инструментов были выведены законы для определения пропорций конструкций. Специалисты таким образом оценивали гармоничность объекта. Основным достижением древнегреческой архитектуры современники называют изобретение ордерной системы, которая и была применена в период Августовского классицизма. Среди оптимальных сочетаний колонн и балок широкое распространение получили дорический, ионический и коринфский ордеры.
Надо сказать, что всю архитектуру Древней Греции до 5 века до нашей эры принято считать архаичной. В этот период греки начали возводить храмы, посвященные богам. В основе любого такого религиозного сооружения было строение типа мегарона. Архаичные храмы строились из обожжённого кирпича, кровельная конструкция была двускатной. В этот же период сформировалась культура постановки колонн на фасадах зданий. Храмы этого периода были преимущественно прямоугольными в плане, внутри них располагалось святилище.
Рисунок 2. Античная архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Древнегреческие колонны могли располагаться перед главным фасадом (простиль), перед фасадами с разных сторон (амфипростиль), либо же они могли располагаться по периметру всего здания (перипетр).
Античный храм, как правило, имел основу в виде прямоугольной плиты (аналог современного фундамента) со ступенями. На этих ступенях собирались верующие, поскольку внутрь храма входить было запрещено. Внутри располагались статуи греческих богов, а меньший зал представлял собой сокровищницы. Надо сказать, что строились и храмы круглой формы в плане, в таком случае сооружение включало в себя круглый перипетр.
Вокруг древнегреческих храмов устанавливались ограды из скульптурных изделий. Эти композиции в большей мере влияли на внешний вид храмовых ансамблей.
Именно такая архитектура послужила примером и основой для августовского классицизма. Позднее, в эпоху Ренессанса и барокко, человечество также возвращалось к античным формам в архитектуре.