Сущность стиля Второй империи
Вторая империя – архитектурный стиль, набравший популярность во второй половине XIX века, в эпоху Второй французской империи (1852-1870).
Развиваясь, он начинал приобретать сочетание более ранних стилей Европы, в том числе барокко. Данный стиль за короткое время охватил Европу и Атлантику и использовался для проектирования муниципальных и корпоративных зданий. Стиль Второй Империи проявлялся в стилистической эпохе историзма и обладал эклектичным сочетанием неоготики, Ренессанса.
Общие характеристики
Существенными чертами стиля Второй Империи можно назвать:
- роскошь и тяга к великолепию;
- сложный и избыточный рельеф в украшениях;
- использование штор;
- смешение стилей (эклектика).
Существуют 3 особенности данного стиля, главная из которых - мансардная крыша с четырьмя сторонами и неглубокой или плоской вершиной, часто со слуховыми окнами. Такой тип крыш появился во Франции в XVI веке и в полной мере сформировался в XVII веке при помощи Франсуа Мансарта, в честь которого и назван. Достоинства мансардной крыши заключается в том, что она предоставляет возможность получить дополнительную площадь для проживания. Для большого количества зданий того времени такая крыша являлась главной отличительной чертой этого архитектурного стиля и указвала на французские корни. Данный тип крыши существовал во Франции и Германии с XVI века, в остальной Европе с XVIII века, В Соединенных Штатах Америки с XIX века. В Канаде такая крыша также использовалась с XVIII века как весьма редкая конструкция.
Рисунок 1. Елисейский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вторая особенность – применение павильонов (части фасада, отличающейся от других частей высотой, стилистической чертой или конструкцией крыши). Часто павильоны располагались в центре. Также стиль Второй империи нередко предполагал наличие прямоугольной башни, которая не должна была превышать остальную конструкцию по высоте.
Заключительной особенностью является компактность. Фасады в то время, как правило, были сплошные и плоские, а не угловые и изогнутые, а сами здания передавали ощущение близости.
Декор
Выделяют два основных орнамента этого архитектурного стиля: высокий стиль с использованием богатого орнамента и народный стиль без отличительной декоративности. Первый наиболее часто можно увидеть в дорогих общественных постройках, в богатых домах. Народный стиль характерен для обычной внутренней архитектуры. В домах высокого стиля использовались фасады из камня, фасады из кирпича с каменными деталями, часто встречалось сочетание кирпича и коричневого камня. Реже можно было встретить фасады и элементы из чугуна. В зданиях народного стиля часто применялись более эклектичные орнаменты.
Рисунок 2. Старый рынок Биллингсгейт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Максимальным богатством и роскошью отличались мебель и украшения. Большое количество разнообразных цветочных узоров украшало шторы, ковры, обои. Для обычных стеновых панелей использовали драгоценные золотые или серебряные ткани. В то время в моде была черная лакированная мебель, декорированная кожей, жемчугом, латунью и медью. Впервые стали использоваться сосна, бамбук.
Вторая Империя смогла воскресить стиль Королевы Анны и его прототипы, пользовавшиеся известностью в архитектуре Америки в конце XIX века.
Стиль Второй Империи в различных странах
Самые известные сооружения:
- Дворец Лувр (1852-57), Париж; Луи Висконти и Гектор Лефуэль, архитекторы;
- Елисейский дворец (1853-67), Париж; Иосиф-Эжен Лакруа, архитектор;
- Национальный банк Бельгравия (1868 год), Виктория, Лондон; Т. Чатфеилд Кларк, архитектор;
- Старый рынок Биллингсгейт (1875), Лондон; Гораций Джонс, архитектор;
- Здание безопасности (1926), Майами, Флорида (резиденция Гулека); Роберт Гринфилд, архитектор;
- Старая ратуша Бостона (1862-1865), Бостон, Массачусетс; Брайант и Гилман, архитекторы;
- Большой оперный театр (1871), Уилмингтон (Делавэр); Томас Диксон, архитектор;
- Главное почтовое отделение (1873 год, снесено в 1958 году), Торонто, Онтарио; Генри Лэнгли, архитектор;
- Мельбурнское генеральное почтовое отделение (1859-87), Мельбурн, Виктория; А.Э. Джонсон, архитектор;
- Королевское выставочное здание (1880), Мельбурн, Виктория; Иосиф Рид, архитектор;
В Великобритании данный архитектурный стиль стал наиболее популярен в конце XIX века. Примером служит Кристофер Рен и твердое барочное искусство Джона Ванбруха, которое отличалось низкими куполами с применением железа и железобетона. В столице стиль Второй Империи ассоциируется с методистским центральным залом Вестринсер, спроектированным Эдвином Альфредом Рикардсом. В Великобритании это считается первым опытом использования железобетонной рамы.
В США этот стиль обычно соединял прямоугольную башню с мансардной крышей. Эта часть здания была одной высоты с верхним этажом. Мансарда обычно была уложена железным карнизом, называемым «гребнем». Внешнюю часть дома часто строили из дерева, кирпича или камня. Самым сложным был процесс создания парных колонн, а также скульптурных деталей вблизи дверей или окон. Данный архитектурный стиль применялся для проектирования коммерческих зданий, а также для государственных учреждений.
В Канаде стиль Второй Империи был фаворитом правительства Доминиона в 1870-х и 1880-х годах. Стиль применялся для общественных зданий как в столице, так и в провинциях.
В Австралии, в частности в Мельбурне, стиль Второй Империи стал особо популярным в 1880-х годах. Большое количество построек сохранились до наших дней.
Стиль Второй Империи в XX веке
Примерно с 1930-х годов данный архитектурный стиль считался устаревшим. Многие такие здания были снесены, например, почтовое отделение мэрии в Нью-Йорке в 1939 году. К счастью, Филадельфийская ратуша была спасена из-за больших расходов на ее снос. С начала XX века здания в стиле Второй Империи стали ассоциироваться со зловещими домами с привидениями. Примером служат дом из мультфильма про Скуби-Ду и особняк семьи Аддамс.