Сущность стиля косматеско
Косматеско – декоративный архитектурный стиль, типичный для средневековой Италии, в особенности для Рима.
В большей мере стиль характерен для скульптуры, а также некоторых объектов религиозных интерьеров (колонны, надгробия, порталы и т.д.). Косматеско предполагает широкое применение штучной мозаики. Весьма большой интерес представляют полы в стиле косматеско. Они выполняются из белого природного камня (чаще всего - мрамора) с инкрустациями в виде различных геометрических узоров (квадратов, параллелограммов и кругов из темного мрамора). Нередко украшения дополняются красными или зелеными порфировыми полосами.
Рисунок 1. Косматеско. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Термин «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати. Её представители долгое время работали в Риме и его окрестностях (ориентировочно XII – XIII века). Мастера сочетали классическое наследие с византийскими и раннехристианскими особенностями. Впоследствии другие семьи итальянских каменотёсов перенимали традиции Косматов.
Стиль косматеско в наибольшей степени проявляется в таких храмах Рима, как:
- Санта Мария ин Космедин;
- Санти Куаттро Коронати;
- Санта Мария Маджоре.
Санта Мария Маджоре
Данная церковь является папской базиликой и одной из четырех главных базилик Рима.
По интерьеру церкви, несмотря на реконструкции, проведенные здесь впоследствии, можно судить о большой раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций и торжественным внешним видом. Особый интерес представляют мозаики, примененные во внутреннем декоре сооружения. В центральном нефе базилики находятся мозаики, датированные V-м веком. Они поражают своим светом, свежестью и яркостью красок, их основной тематикой были сюжеты из Ветхого Завета.
Сюжеты мозаик триумфальной арки сооружения связаны с Благовещением, рождением Христа и поклонением ему. Они также созданы в V веке, но, вероятно, позднее, поскольку в них уже чувствуется влияние Византийской культуры. В мозаике апсиды изображен сюжет коронования Марии, она также датирована V-м веком.
Помимо этого, внимание привлекает кессонная конструкция потолка сооружения (специалисты считают, что это работа Джулиано де Сангалло). По сложившейся традиции позолоту для потолка привезли из Новго Света. Пол – работа Косматов XII века – значительно изменен реставрацией XVIII-го столетия.
Большой интерес с точки зрения архитектуры представляют три капеллы. Сикстинская Капелла, расположенная справа, была построена по поручению Сикста V Доменико Фонтана. Капелла увенчивается куполом и отличается богатством декора. Если пройти из этой капеллы в правый неф, можно попасть в Паолинскую капеллу (она построена по приказу Павла V). Примечательно, что план второй капеллы соответствует плану Сикстинской, однако, внутреннее убранство их отличается. Третье сооружение – капелла Сфорца – построена Джакомо делла Порта, вероятно, по проекту Микеланджело.
Санти-Куаттро-Коронати
Данный монастырский комплекс располагается на холме Целий в Риме. Он включает в себя титулярную базилику, построенную в честь Четырех увенчанных святых.
В нефах и апсиде базилики уцелела оригинальная отделка пола XII-го века в стиле космати. Наибольший интерес представляют мраморные инкрустации пола главного нефа: по оси размещено несколько кругов, большой центральный круг выполнен из порфира и помещен в квадрат, углы которого образованы порфировыми кругами меньшего размера.
Что касается оригинального потолка, то он напротив, не сохранился, поскольку в середине XVI-го века его заменили на деревянный кессонированный, в центре которого поместили герб титулярного кардинала Генриха Португальского.
В период средневековья стены базилики были украшены вотивными фресками, но в конце XVII века при реставрации их покрыли новой штукатуркой. Часть из них была утеряна, некоторые пострадали при строительстве боковых алтарей.
В результате археологических исследований было установлено, что первый клуатр Санти-Куаттро-Коронати построили в начале XII века, в период, когда здесь был образован бенедиктинский монастырь. Клуатр пристроили к южному нефу некогда пострадавшей в пожаре базилики Льва IV. В 1138 году Санти-Куаттро-Коронати являлся подворьем одного из богатых и влиятельных аббатств, и новые владельцы полностью перестроили клуатр.
Рисунок 2. Пол в стиле косматеско. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует заметить, что множество схожих черт с клуатром Санта-Кроче-ди-Сассовиво позволяют предположить, что их строительство осуществлялось одними и теми же мастерами практически одновременно. На сегодняшний день известно, что архитектор последнего клуатра – Петр де Мария работал в Сассовиво в 1233 году, поэтому Санти-Куаттро-Коронати датируется тем же годом. Данное сооружение также выполнено в типичном стиле для римских церквей средневекового периода – космати.
Объект имеет трапециевидную форму. Открытая площадь двора представляет собой прямоугольник в плане, а все кривизны относятся к галереям, что позволяет предположить, что зодчие пытались вписать план в уже существующую застройку.
Большой интерес представляют также фрески календарного зала. Изначально они задумывались как иллюстрация календаря. Верхний регистр изображений представлял собой 12 изображений месяцев года (на сегодняшний день уцелели только два). В следующем регистре содержались развернутые свитки с перечислением всех дней соответствующего месяца. Нижний регистр показывал основные крестьянские работы для данного месяца. Последние были полностью утрачены (до начала 70-х годов XX века уцелела только фреска с крестьянином, закалывающим свинью). Необычна тематика фресок календарного зала тем, что здесь был представлен большой объем текста, что роднит его с иллюстрированным манускриптом.
В 1879 году данный монастырский комплекс разделили: западная его часть была отдана августинкам (членам Августинского монашеского ордена), а восточная была изъята в пользу государства.