Происхождение стиля
Стиль барокко родился в Италии в последней трети XVI в. и стал ведущим в искусстве Западной и Центральной Европы XVII – первой половине XVIII столетия. Он наиболее полно выразил новое мироощущение, пришедшее на смену ренессансному. В конце XVII в. стиль барокко пришел в Россию, где обрел большую популярность. Проник он и на американский континент.
Сам термин «барокко» возник лишь в XVIII в. и переводится как «причудливый, странный».
Стиль барокко необычайно многогранен, порой противоречив. Сложность, драматичность и противоречивость бытия, его изменчивая подвижность, новые учения о бесконечности Вселенной – все это нашло прямое или косвенное выражение в искусстве барокко. Он стал одним из наиболее универсальных и всеобъемлющих стилей. В XVII в. сама философская концепция барокко являлась господствующей. В силу разнообразия тем, интересов, приемов этот стиль демонстрирует достаточное количество вариаций.
Особенности стиля
К основным характерным особенностям стиля относятся:
- динамичные композиции;
- подвижные силуэты;
- контрастная игра света и тени;
- эмоциональная яркость;
- напряженность образов, зачастую – яркое драматическое начало.
- пышный декор, обилие деталей;
- контрастные и насыщенные цветовые сочетания;
- сложное, динамично построенное пространство;
- смелые планировочные решения.
Барокко любит играть со зрителем, будь то имитация какого-либо материала, различные «обманки», сложные оптические эффекты.
Барокко любит криволинейные силуэты и планы, сложные, нередко асимметричные формы деталей декора. Декор обычно обилен и динамичен. Здания активно взаимодействует с прилегающим пространством; их стены словно оживают, изгибаются, то активно сопротивляясь натиску прилегающего пространства, то будто вбирая его в себя. Ниши с глубокими тенями и выступы (ризалиты) также разнообразят поверхности стен, разрушают их гладкую строгую плоскость, четко замыкающую здания в своих границах.
Элементы ордерной системы сохраняются, но часто используются в достаточно произвольном порядке. В первую очередь они призваны выразить эмоциональную составляющую образа. Колонны и пилястры могут собираться в тесные группы, антаблементы – увеличиваться в высоту и покрываться большим количеством горизонтальных тяг. Все детали наделяются повышенной пластичностью. Они создают богатую игру светотени. Отдельные части здания стремятся к взаимодействию и даже слиянию: колонны большого ордера объединяют два этажа здания, завитки волют связывают барабан купола с постройкой, антаблемент изгибается, горизонтальные линии нарушают элементы декора, входят в моду разорванные фронтоны.
Барокко в Европе
Фасад церкви Санта-Сусанна (изображение 1) имеет в качестве прототипа своего недавнего предшественника – церковь ордена иезуитов в Риме – Иль Джезу, ставшую образцом для многих церквей эпохи барокко, но композиция ее главного фасада обретает большую динамику. Ниши, заполненные статуями, кажется, с трудом втиснуты между боковыми колоннами. Движение нарастает от краев фасада к центру, где колонны в нижнем ярусе, а пилястры в верхнем поставлены попарно. Упруго изгибающиеся волюты связывают нижнюю часть фасада с верхней.
Рисунок 1. Церковь Санта-Сусанна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важнейшим градостроительным проектом в Италии XVII в. стало строительство площади перед фасадом собора Св. Петра в Риме – главного храма всего католического мира. Автором проекта стал Лоренцо Бернини – один из ведущий архитектор стиля барокко в Италии и один из самых гениальных европейских мастеров XVII в. Ее грандиозное пространство служило торжественным подходом к главному фасаду; здесь проходили различные важные церемонии.
Площадь Навона – один из самых прославленных барочных ансамблей Рима. Форма площади в виде узкого вытянутого овала объясняется тем, что в античном Риме на этом месте находился цирк для конных состязаний. Барочные мастера, отдававшие предпочтение криволинейным формам, гениально обыграли ее пространство. Строго по центру одной из продольных сторон площади поставлена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, которая была перестроена по проекту одного из ведущих зодчих итальянского барокко – Ф.Борромини.
Еще один знаменитый ансамбль Рима – церковь Санта Тринита-деи-Монти (изображение 2) и Испанская лестница, спускающаяся к площади Испании, – складывался в течение гораздо более длительного времени. Над строительством храма трудился Дж. делла Порта – один из тех, кто стоял у истоков стиля барокко, а Испанскую лестницу Спекки и де Санктис проектировали уже в XVIII в.
Рисунок 2. Церковь Санта Тринита-деи-Монти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фасад церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане – классический пример зрелого барокко в интерпретации Ф. Борромини. Его стиль – более беспокойный и вычурный, нежели стиль Л. Бернини, наделенный торжественной патетикой.
Ведущее место в светской архитектуре барокко занимают дворцовые здания. Если в церковной архитектуре преобладали драматическое и спиритуалистическое начало, взволнованная патетика образа, то во дворцовой главенствует желание создать приподнятое, праздничное настроение. Пышное богатое убранство должно было подчеркнуть социальный статус владельца. В планировке дворцов и дворцово-парковых ансамблей появлялись новые решения. Как и в городских ансамблях, мастера стремились связать друг с другом не только отдельные звенья внутри здания, но и дворец в целом с прилегающим к нему пространством. Парадный вестибюль и главную лестницу стремятся разместить на центральной оси здания, от которой открывается вид на главную парковую перспективу. Отделка внутренних помещений поражает воображение своей пышностью и великолепием.
В Испании барокко проявилось в основном в оформлении фасадов и интерьеров и редко затрагивало структуру здания, остававшуюся традиционной: либо форма латинского креста, разделенного на нефы, либо просторный зал, обрамленный боковыми капеллами.
Как и в случае с платереском, пышный декор украшал фасад, порталы и контрастировал с гладкими стенами остальных частей здания. В ряде случаев фасады получали криволинейные очертания. Архитектура барокко в Испании оказала влияние на архитектуру ее заокеанских колоний.
Барокко в России
Проникновение форм барокко в русскую архитектуру началось еще в XVII в. Искусствоведы архитектуры выделяют в истории существования барокко в России несколько периодов, а точнее, несколько его разновидностей: нарышкинское барокко, петровское барокко, аннинское и елизаветинское. Три последних названы по именам правивших Россией государей и соответственно связаны с эпохой их правления.
На самом деле стиль барокко продолжал существовать и при Екатерине II и даже при Павле, проявляясь в отдельных композиционных решениях и деталях декора. Барокко можно назвать ведущим стилем в русском искусстве первой половины – середины XVIII в, но не единственным. На каждом из этапов процентное соотношение барокко с другими стилями было разным, как и характер самого барокко.
Примеры архитектурных сооружений в стиле барокко
Яркие примеры архитектуры барокко:
- Церковь Санта-Сусанна в Риме, Италия, архитектор – К. Мадерна, 1596-1603 гг;
- Площадь перед собором Святого Петра в Риме, Италия, 1657-1663 гг;
- Площадь Навона в Риме, Италия;
- Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, Италия;
- Палаццо Барберини, Рим, Италия, 1625-1663 гг, архитектор – К. Мадерна, Л. Бернини, Ф Борромини, П. да Кортона;
- Архиепископский дворец в Вюрцбурге, Германия, 1719-1753 гг., архитектор – Б.Нёйман;
- Собор в Мурсии, Испания;
- Петропавловская крепость в С-П, Россия;
- Кунсткамера, С-П, Россия;
- Дворцово-парковый ансамбль Петергоф, Большой дворец, Дворец Марли, Россия;
- Фонтаны Петергофа, Россия;
- Екатерининский дворец в Царском Селе, Россия;
- Павильон Грот, Москва, Россия;
- Собор Смольного монастыря, С-П, Россия