Сущность арабо-нормандского стиля
Арабо-нормандский (иногда называют арабо-греко-нормандский) – архитектурный стиль, появившийся на Сицилии после завоевания ее нормандцами. Стиль вобрал в себя многие арабские, византийские, романские и нормандские черты. Эта архитектура потеряла популярность с приходом готики.
К основным памятникам арабо-нормандского архитектурного стиля относят:
- кафедральный собор в Палермо;
- Палатинская капелла;
- Нормандский дворец;
- собор в Монреале.
История возникновения
Во второй половине XI века нормандцы под предводительством графа Роберта Гвискара завоевали Сицилию, находившуюся в течение двух предшествующих веков под властью арабов. В 1072 году после взятия Палермо, Роберт Гвискар передал власть над островом своему младшему брату Рожеру I. Впоследствии сын и преемник Рожера I воспользовался ослаблением, а затем и вымиранием потомков Гвискара, добился полной независимости и поглотил континентальные владения нормандцев.
В 1130 году Рожер II объединил Сицилию, Апулию и Калабрию в единую административную единицу (Сицилийское королевство). Несмотря на падение нескольких династий и внутренние столкновения, Сицилия на протяжении века оставалась сильнейшим государством Италии и Средиземноморья.
Палаццо Норманни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Палаццо Норманни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К моменту завершения завоеваний Сицилия не являлась однородным государством с этноконфессиональной точки зрения. Область преимущественно населяли греки-христиане византийского обряда и арабы-мусульмане. Впоследствии благодаря иммиграции здесь появляются христиане латинского обряда. Для сохранения стабильной обстановки внутри королевства, нормандские правители сознательно придерживались политики национальной терпимости. Они сохраняли и укрепляли традиции каждого народа, а также права различных общин. Таким образом, Сицилийское королевство можно назвать редчайшим примером толерантного средневекового государства.
Вышеизложенный политический строй повлиял на некоторые архитектурные особенности в XI – XIII веках. Во внешнем облике зданий соединялись арабские, романские, византийские и нормандские черты. Получившийся эклектический стиль был назван арабо-нормандским. Этот стиль является уникальным, он был распространен исключительно на Сицилии.
В последующие века многие сооружения арабо-нормандского стиля были разрушены во время военных столкновений, либо перестроены в стиле барокко. Примечательно, что в XIX–XX веках, на фоне вспыхнувшего интереса к нормандской архитектуре, специалистам удалось восстановить несколько памятников до состояния, близкого к первоначальному. На сегодняшний день основные образцы арабо-нормандской архитектуры являются основными туристическими достопримечательностями и памятниками архитектуры в Сицилии.
Арабское влияние на архитектуру
Среди характерных арабских элементов в арабо-нормандской архитектуре следует отметить сложные каменные узоры для украшения стен и переплетающихся арок. В монументальных сооружениях (например, в Палермо и Монреале) этот узор дополняется богатыми инкрустациями из лавы и туфа, а также орнаментами и зубцами.
Одной из самых характерных арабских черт в архитектуре являются бифоры – оконные проемы, разделенные пополам продолговатой стойкой. Такие окна были широкое распространены как в религиозной, так и в светской архитектуре.
Искусство арабских мастеров также нашло отражение в арабо-нормандской архитектуре. Например, в декоре Монреале и Палатинской капеллы резные скульптуры на потолке напоминают сталактиты из пещер, что свойственно фатимидским мечетям Северной Африки. Помимо этого, потолки покрывались геометрическими узорами и надписями. Одной из особенностей сицилийской архитектуры является то, что на потолках нередко изображались животные и люди (в арабских странах это запрещено Кораном). Это могло объясняться удаленностью государства от центров исламской культуры, а также влиянием мастерства христианских зодчих.
То, что нормандские короли и сеньоры были очарованы арабской культурой, несомненно, сказалось на светских сооружениях, в том числе и на архитектуре некоторых королевских дворцов (например, Циза и Палаццо Норманни). Такие объекты не были похожи на дворцы современников. В дворцовых помещениях, а также на территории резиденций до наших дней сохранились арабские бассейны и фонтаны. Мозаики и рисунки во внутреннем декоре зданий иллюстрируют светскую сторону жизни королевского двора.
Внутренние дворы, окруженные колоннадой и заимствованные из арабской архитектуры, также стали частью церковных строений. В некоторых сооружениях присутствуют клуатры (крытые обходные галереи). Наибольшую ценность представляет крытая галерея в Монреале. Она представляет собой квадрат в плане со стороной 47 метров. Узкие стрельчатые арки здесь поддерживаются колоннами с резными капителями. Эта часть монастыря, по мнению специалистов, делает сооружение одним из самых изысканных в Италии.
Романское и норманнское влияние
Как уже отмечалось выше, сооружения в арабо-норманнском стиле имели и романские черты. Влияние романской архитектуры проявляется в трехнефных базиликах, в которых объемы разделяются с помощью массивных арок, опирающихся на колонны.
Рисунок 2. Собор в Монреале. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что нередко применялись колонны, заимствованные из античности. Эти несущие элементы, как правило, привозились для монтажа из материковой Италии. Колокольни многих сооружений в арабо-нормандском стиле представляли собой типичные романские кампанилы.
Следует отметить, что лучше всех сохранился первоначальный облик собора Чефалу. Он в наибольшей степени иллюстрирует свое скандинавское происхождение, поскольку фасады сооружения сильно напоминают соборы северной Европы.
В некоторых объектах западные фасады завершаются крупными башнями, что, без сомнения, отсылает к замковой архитектуре.