Секрет профессионального долголетия волнует не так уж много людей. Большинство ждут выхода на пенсию для того, чтобы наконец зажить спокойно и забыть о рабочих делах, нервотрепке, спешке и стрессе. Но архитектура относится к тем областям, в которых можно оставаться востребованным в преклонном возрасте.
Самообразование
В прежние времена слово «самоучка» считалось почти обидным, оно ассоциировалось с любительским уровнем, который не соответствует высоким профессиональным требованиям. Самоучки могли не знать базовых вещей, терминологии, понятий, но при этом разбираться в механике процессов. Самоучки часто были вынуждены добывать знания самостоятельно в силу их недоступности, ограниченности. Но сегодня ситуация другая, вокруг столько знаний и способов их получения, что нет никаких барьеров. Можно учиться управлению бизнесом по книгам в публичных библиотеках, а можно оплатить обучения в одном их престижных вузов за несколько миллионов рублей. Будет ли отличаться ценность полученных знаний? Возможно, что да. Но важна не только стоимость приобретения знаний, но и их применение. Самоучка после нескольких книг может открыть бизнес заработать несколько миллионов, в то время как человек, потративший на образование несколько миллионов, прогорит на первом стартапе.
Знания не дают гарантию успешности, но создают основу для самореализации. В мире, где главным ресурсом является информация, знания стали одним из самых ликвидных вложений, но и эти вложения могут быть нерентабельными.
Самообразование как способ саморазвития практикуется многими. Самообразование понимается весьма широко, каждый новый день приносит нам какие-то важные и новые новости о мире вокруг нас, дает пищу для размышлений.
Источниками для самообразования могут быть:
- курсы;
- книги;
- лекции;
- наставничество;
- волонтерство;
- фильмы;
- спорт;
- музыка;
- конкурсы;
- окружающий мир и т. п.
Источников бесконечное множество, но все они отличаются по качеству и наполненности. Одни источники мы можем освоить очень легко, другие же даются через определенное усилие.
Важен не только источник или знание, которое он несет, но и последующая рефлексия, относительно полученного в процессе, относительно сделанных открытий и последующих шагов по их применению.
Рисунок 1. Самообразование – основа для развития и совершенствования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самообразование для архитектора
Можно ли стать архитектором без высшего или среднего специального образования? По федеральному закону нет, невозможно развиваться и строить карьеру не имея высшего образования. Но самообразование для архитектора также важно, как и базовое образование. В институте или колледже студентам учат проектировать, создавать, рассчитывать, но его собственные мысли об архитектуре, о собственном почерке, стиле, о будущем архитектуры будут формироваться всю последующую профессиональную жизнь. Он будет реализовываться через проекты, но этого не всегда достаточно.
Как человеку творческому, архитектору нужна внешняя подпитка как идеями, так и мыслям.
Для самообразования будут весьма полезны:
- совместные семинары, практикумы и обсуждения;
- книги современных архитекторов и предшественников;
- обзоры современных и исторических зданий;
- путешествия по городам России и другим странам;
- мозговые штурмы;
- образовательные программы краткосрочные или долгосрочные.
Самообразование продолжается всю жизнь. Даже самые великие и знающие, продолжают учиться новому. Как сказал Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».
Вдохновение может быть сокрыто внутри, но чаще мы ищем его вовне, в природе, в красоте, в гармонии, в геометрии. Архитектор находится в состоянии постоянного поглощения информации, он формирует свое мышление под воздействием множества факторов. Чем более развит, эрудирован специалист, тем шире он мыслит. Архитектура стала настолько связанной с другими дисциплинами, что для взвешенного решения необходимо одновременно обладать знаниями о конструктиве, истории, социологии, геологии, геодезии, юриспруденции и экологии. Здания стали частью большой искусственной, созданной человеком для собственных нужд среды. И эта среда с каждым годом лишь усложняется. Чтобы ориентироваться в этой среде одного образования становится уже недостаточно.