Сущность садово-парковой архитектуры
Под садово-парковой архитектурой понимается одна из областей архитектуры, организующая эстетическую сторону жилой среды.
Основными материалами для садово-парковой архитектуры являются объекты живой природы, такие как:
- деревья;
- кустарники;
- водоемы;
- природные камни.
Примечательно, что все эти объекты могут дополняться архитектурой малых форм (павильонами, беседками и фонтанами), а также скульптурой. Занимаясь преобразованием природы, архитектор может несколько видоизменять существующий ландшафт или сформировать совершенно новый пейзаж. Специалисты в области садово-парковой архитектуры чаще всего стремятся к созданию впечатления естественности «первозданной природы», либо пытаются подчинить генеральную планировку парка четкой геометрической схеме.
Садово-парковая архитектура в городе
В градостроительстве садово-парковая архитектура играет очень важную роль. В современном городе просто необходимо наличие садов и парков, которые способствуют поддержанию городской экологической ситуации, улучшению здоровья городских жителей, а также создают дополнительные места для отдыха и общения с природой.
С древнейших времен сады и парки воспринимаются людьми как природная и художественная среда. В этой связи одним из семи чудес света были названы «висячие сады» Семирамиды, которая являлась женой вавилонского царя. Считается, что эти сады были разбиты на искусственных террасах.
Рисунок 1. Вилла Фарнезе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что сады организовывались и при храмах и дворцах в архитектуре Древнего Востока. В Древнем Риме и Древней Греции устраивались небольшие садики, помещающиеся во внутренние дворы домов. Такие сады включали в себя беседки, фонтаны, цветники и статуи.
Развитие садово-парковой архитектуры
Средневековые «парадизы» христианских и мусульманских религиозных сооружений символизировали небесный Рай. В буддийских храмах Японии устраивались сады камней. Западноевропейские и древнерусские сады включали в себя огороды, в которых выращивались овощи и лекарственные травы.
Планировка европейских и арабский садов отличалась своей регулярностью. Здесь дорожки пересекались под прямым углом. В азиатских странах напротив, люди любили извилистые тропы и прихотливые изгибы берегов различных водоемов. Примечательно, что в данном случае учитывалось то, как будет выглядеть сад в разное время суток и года. С течением времени эти и многие другие принципы азиатской садово-парковой архитектуры плавно перетекали в европейские пейзажные парки Нового времени.
Специалистами отмечается пик развития садово-парковой архитектуры в эпоху Возрождения. В это время в Италии при виллах зажиточных людей нередко разбиваются роскошные террасные сады, которые причудливо оформляются лестницами, фонтанами и крытыми аллеями. Каркасы таких крытых аллей, как правило, покрывались вьющимися растениями и сложным рисунком специально подстриженных кустарников. Примерами подобных композиций могут служить:
- вилла д’Эсте в Тиволи архитектора П. Лигорио, построенная в 1572 году;
- вилла Фарнезе в Капароле архитектора Д. Виньола, построенная в 1573 году.
Позднее, в эпоху барокко, моду на новые тенденции в садово-парковом искусстве начинает формировать Франция, поэтому новые регулярные парки получают название французских. Французские парки XVII – XVIII веков характеризуются четкой и логически ясной планировкой. В данном случае территория разбивается на простые геометрические объемы с помощью дорожек. Формы ромбов, квадратов и треугольников в генеральной планировке садов вполне соответствуют принципам классицизма. В этот период начинают стричь деревья, придавая им форму правильных геометрических фигур, таких как куб, аркада или конус, либо формируя оригинальный вид животных, птиц и т.д. На больших площадях создаются сложные узоры при помощи специального метода подстригания травы, отсыпания песком, высадки цветов.
Рисунок 2. Трептов-парк в Берлине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что основные особенности французских парков говорят о влиянии на них барочной культуры. Здесь речь идет прежде всего об организации пространства. Например, в далеких перспективах аллей зритель находит некоторую привлекательность: аллеи уходят в бесконечность, либо напротив, завершаются эффектным сооружением, которое заставляет подойти поближе. Прямые аллеи расходятся в виде лучей от разных частей парка, такая планировка зрительно создает иллюзию грандиозного пространства.
Фонтаны в парковых зонах, а также различные «обманки» погружают присутствующего здесь человека в театрализованную атмосферу пышной придворной жизни, когда такие сады использовались в качетсве огромных сценических площадок для праздников и маскарадов. Такие парки, безусловно, выражают философскую идею «весь мир – театр».
Во времена романтизма на смену регулярным парковым зонам приходят пейзажные. Мода на такие парки зародилась в Англии, отсюда они и получают свое название – английские. Здесь пространство планируется таким образом, чтобы создавалось впечатление, что оно сформировано самой природой. Деревья не стригут, дорожки оставляются извилистыми, сооружения специально интегрируются в пейзаж. Архитекторы английских парков умело расставляли акценты, они грамотно организовывали прогулку людей, открывали перед ними неожиданно красивые виды.
Такие пейзажные парки, как Павловск и Царское село, недалеко от Санкт-Петербурга имеют загадочные руины, а также гроты из диких камней. Конструкции беседок, экзотических павильонов, а также фигурные скамейки парковых зон стремятся расположить к неспешным прогулкам, поэтическим мечтам и различным размышлениям на лоне природы.
К XIX веку в России и некоторых странах Европы разбиваются бульвары и скверы, которые сразу становятся местами для общественных гуляний. Через несколько десятилетий к ним подключаются так называемые парки культуры и отдыха, появляется разновидность парка-мемориала (например, Трептов-парк в Берлине).