Проектирование – это всегда процесс, длительный, требующий много времени. Чтобы лучше организовать работу по разработке проекта, принято делить ее на этапы, распределяя задания так, чтобы идти от общего к частному. Вначале формируется концепция проекта, то есть основная идея, далее на ее основе разрабатывается эскиз - первое видение объекта, на котором представлены общие планы, фасады, но нет никакой конкретики. Далее согласованные решения дорабатываются до стадии «Проект», где уже будут подсчитаны все площади, расставлено все оборудование, приведены расчеты конструкций, инсоляции, водопотребления и прочего. После согласования этой стадии проект дорабатывается на стадии «Рабочий проект» или «Рабочая документация».
Рабочая документация
Казалось бы, к стадии «Рабочая документация» все решения уже согласованы, команда проекта точно определила каким будет здание, из каких материалов оно будет сделано, каких габаритов нужны конструкции, какими будут фасады, сколько в здании будет лифтов и т. д. Но возвести здание по этим чертежам строители не могут, они недостаточно детализированы, чтобы можно было избежать дальнейших ошибок и неточностей.
Поэтому основными целями, которые решает стадия «Рабочая документация», являются:
- детализация решений, примененных проектировщиками (узлы крепления, спецификации, текстовые описания работ, монтажные схемы);
- повторная проверка уже принятых решений.
Разделение проектирования на 2 (эскиз и рабочая документация) или 3 стадии (эскиз, проект, рабочая документация) - это требование законодательства. Этот подход позволяет ускорить процесс прохождения экспертизы, которая занимает 45-60 дней. За этот период проектировщики могут начать выполнение стадии «Рабочая документация» и внести в нее при необходимости изменения. Эксперты не изучают рабочую документацию поскольку в ней очень много информации касательно деталей, в то время как их интересуют ключевые решения.
Эксперт – это специалист, который проводит проверку документации, модели, расчетов или других материалов на их соответствие требованиям руководящих и нормативных документов.
Рисунок 1. Пример оформления рабочей документации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Состав рабочей документации
Состав проектной документации описан в постановлении Правительства РФ № 87, с рабочей документацией все несколько иначе. Ее объем и состав устанавливаются заданием на проектирование.
Как правило, в состав рабочей документации входят:
- общие данные об объекте;
- чертежи на электромонтажные конструкции, которые необходимо изготовить;
- смета локальная;
- ведомости потребности в материалах;
- чертежи, с указанием всех размеров;
- ведомость объемов работы, строительных, монтажных;
- спецификации оборудования, перемычек;
- узлы примыкания конструктивных элементов;
- чертежи с указанием технологии выполнения работ, к примеру монтажные планы, кладочные планы.
Чтобы приступить к строительству требуется знать какое количество материалов потребуется и какими они будут. В спецификациях на стадии «Рабочая документация» ведётся кропотливый подсчет площадей, с указанием материалов отделки. Таким образом можно точно установить какое количество материалов должно быть заказно к началу строительства.
Проектирование в каждой организации построено по своим принципам, есть организации, которые сильны в выполнении эскизов, концепций и проектов и выполняют только эту стадию. Также можно найти компании, которые прекрасно дорабатывают проектную документацию до рабочей, уточняя элемент за элементом. Согласно принятой практике, составление проектной документации занимает примерно 40 процентов времени, а рабочей, соответственно, - 60 процентов. Это механическая, рутинная работа, требующая внимательности и концентрации. BIM-моделирование позволяет сократить долю подсчетов, если модель здания выполнена с высокой степенью достоверности. На основании созданной модели спецификации могут быть созданы автоматически.
Обе стадии проектирования являются важными и позволяют разбить рабочий процесс на простые для освоения этапы и не переделывать работу по нескольку раз. Качество рабочей документации часто зависит от проекта, если были приняты сомнительные решения или часть вопросов была не продумана, то придется возвращаться к пересмотру принятых ранее решений и внесению изменений.