Иван Леонидов
Одним из непревзойденных мастеров «бумажной архитектуры» является Иван Леонидов, который многократно участвовал в конкурсных проектах.
Бумажная архитектура – это проекты, которые не были осуществлены в жизни из-за их высокой технической сложности, масштабности, невероятной стоимости или соображений цензуры.
Иван родился в феврале 1902 года в семье лесника на небольшом хуторе Власиха, окончил четыре класса сельской школы и обучался иконописи у местного мастера. Известно, что Леонидов выезжал в Петербург на сезонные работы. В 18 лет он учится в тверской школе «Свободных художественных мастерских», откуда для продолжения обучения его отправляют в Москву, во ВХУТЕМАС. Через год после обучения он переходит в мастерскую Александра Веснина.
В возрасте 23-24 лет он активно принимает участие в конкурсной деятельности, для чего создает проекты:
- улучшения крестьянской избы;
- жилых домов Гостекстильтреста;
- здания ГБУ в Минске;
- типовых клубов на 500 и 1000 мест.
Позже Иван Леонидов начинает издавать свои проекты в журнале, который называется «Современная архитектура», и возглавляет его редакционный совет. Преподавательской деятельностью он занимается с 1928 года. Массовое подражание графике и идеям Леонидова длится с 1928 по 1930 годы. В 1930-х его деятельность подвергается критике, направление деятельности называют «леонидовщиной» и обвиняют во вредном влиянии, журнал Леонидова закрывают, а его вынуждают покинуть институт. Архитекторы, члены ВОПРА таким образом развязали уничтожающую компанию против конструктивистов, а главный удар был направлен на самого талантливого – Ивана Леонидова, его проекты заклеймили как мелкобуржуазные, а термин «леонидовщина» стал означать «витание в облаках». Архитектора представили мечтателем и фантазером, оторванным от реальности и ее насущных проблем.
Позже Леонидов участвует в разработке предложения по реконструкции Москвы, возглавляет один из отделов Моспроекта. В 1934 году он начинает работать у Моисея Гинзбурга, возглавляет одну из его творческих бригад. В 1941 г. он был призван на фронт, участвует в обороне Воронежа, в 1943 году получает ранение и контузию. После демобилизации участвует в оформлении выставок.
Рисунок 1. Иван Леонидов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проекты Ивана Леонидова
Единственным реализованным проектом Леонидова была лестница, а также интерьеры, но он оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры через свой журнал и публикации своих работ, которые разлетались по всему миру. По свидетельствам академика И. Г. Лежавы, книги о Леонидове занимали и занимают почетное место на полках иностранных архитекторов.
К числу его архитектурных конкурсных работ относятся:
- больница в Самарканде;
- типография газеты «Известия»;
- Институт библиотековедения Имени Ленина в Москве;
- кинофабрика в Москве;
- Дом правительства в Алма-Ате;
- Дом Центросоюза, Москва;
- Дом промышленности, Москва;
- Институт статистки;
- перепланировка сада «Эрмитаж»;
- Дворец культуры в Москве;
- клуб комбината газеты «правда»;
- планировка и застройка города Игарка;
- санаторий «Чайгрузия»;
- клуб «Военпроекта», Москва;
- большой Артек в Крыму;
- фонтан «Кристалл»;
- Дворец Советов;
- комплекс зданий ООН;
- Всемирная выставка в Москве;
- бассейн на месте фундамента Дворца Советов.
Рисунок 2. Конкурсный и дипломный проекты Ивана Леонидова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Журнал «Современная архитектура» Леонидова выписывал и известный французский архитектор и теоретик Ле Корбюзье.
Одной из самых значимых работ Леонидова был проект Города Солнца, в котором он обобщает свои предыдущие проекты в единую систему. Этот город – столица Мира, в котором народы понимают друг друга, при это не теряя самобытности и индивидуальности. Считается, что идея этой концепции родилась еще на фронте, во время тяжелых боев под Воронежем, первый набросок города Солнца был обнаружен во фронтовом блокноте Леонидова, но некоторые исследователи считают, что идея Города Солнца появилась намного раньше и была некой программой на будущее.
Таким образом сложилась судьба Ивана Леонидова, он доказал, что для того, чтобы оказать масштабное влияние на мировую архитектуру не обязательно иметь за плечами десятки реализованных проектов, важно обладать творческим мышлением, архитектурным и визионерским взглядом на жизнь.