Проектирование крытого рынка, как и любого другого объекта начинается с технического задания, в котором максимально полно должны быть описаны требования, которые заказчик предъявляет к проекту.
Типы крытых рынков
Крытые рынки традиционно ассоциируются с реализацией сельскохозяйственной продукции, они особенно распространены в теплых странах, но хотя бы один или два крытых рынка имеются почти в любом российском городе.
Классифицировать рынки можно по нескольким признакам:
- самым универсальным показателем является вместимость, она может быть большой (до 1000 торговых мест), средней (до 600 торговых мест) и малой (от 100 до 400 торговых мест);
- количество залов (однозальные, двухзальные и трехзальные);
- ассортимент товаров (строительный рынок, сельскохозяйственный и т. д.);
- по объемно-планировочному решению;
- по расположению (городской, загородный).
Крытый рынок позволяет организовать торговлю в комфортных условиях, скрыв покупателей, продавцов и товар от палящих лучей солнца или атмосферных осадков. Внутри проектировщики стараются создать гибкое пространство, которое можно организовать в виде маршрута.
Часто можно встретить крытый рынок как самостоятельный объект, но он может быть и частью рыночного комплекса, который включает магазины, палатки и другие торговые точки. При этом за счет смелых архитектурных решений крытый рынок становится композиционной доминантой и центром притяжения внимания. По организации внутреннего пространства выделяют три системы, центрическую, блочную и павильонную. Если весь технологический процесс умещается в одном помещении, главном зале, то эту систему называют центрической, она очень распространена, поскольку позволяет легко менять внутреннюю композицию пространства. Минусами является то, что все технологические процессы также находятся в том же центральном зале.
Блочная система имеет более сложную организацию, она состоит из нескольких элементов, которые часто имеют одинаковую планировку и связаны между собой крытыми переходами. Павильонный тип также предполагает разделение на блоки, но связаны они открытыми переходами.
С экономической точки зрения (расходы на строительство и эксплуатацию) центрическая системы является самой выгодной, она более компактна и занимает меньшую площадь, требует меньшего количества обслуживающего персонала.
Рисунок 1. Крытый рынок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Торговый зал – это часть магазина или павильона, которая предназначена для выкладки товаров, обслуживания посетителей.
Принципы проектирования
При разработке технического задания учитывается вся имеющаяся у заказчика информация, в том числе анализируются аналогичные объекты в ближайшем окружении и спрос. Также при проектировании должны быть учтены следующие моменты:
- самым распространенным решением являются однозальные крытые рынки, в них также необходимо предусматривать зонирование и разделение потоков;
- при разработке рынка из нескольких залов, можно по-разному решить переходы, к примеру, на вытянутом участке уместнее будет разместит залы друг за другом по анфиладной системе, на прямоугольных и квадратных участках залы можно разместить параллельно друг другу;
- на крытом рынке продавцы находятся в течение длительного времени, поэтому для них должны быть предусмотрены гардеробы, туалеты и места приема пищи;
- непосредственно у здания должны быть расположена предрыночная площадь;
- гибкое пространство внутри рынка обеспечивается большепролетными конструкциями;
- расстояния от рынка до транспортных узлов должно быть минимальным, так предусматривается автостоянка;
- разгрузка товара осуществляется через хозяйственный двор;
- все помещения рынка по функции можно разделить на административно-бытовые, подсобно-хозяйственные и торговые.
Рисунок 2. Проект крытого рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одно торговое место занимает площадь 6 квадратных метров. Торговые места могут быть стационарными или разовыми. Стационарные имеют свои подсобные помещения, их располагают у наружных стен. Разовые места оборудованы прилавком, они располагаются в центральной части зала или в виде «островков»
Крытый рынок – это место с высокой проходимостью и посещаемостью, поэтому проектировщикам необходимо предусмотреть широкие проходы между прилавками, которое позволят свободно перемещаться по зданию. Также важно продумать эвакуацию большого количества человек.