Рококо в России
Известно, что барокко в России появилось благодаря Петру I, который приглашал тысячи иностранных мастеров для строительства своего «парадиза». Европейский город на русской земле строился невероятными для того времени темпами. Логичным продолжение французского барокко в европейских странах стал стиль рококо, но в России, где и само барокко было внедрено искусственно, наблюдалось смешение разных стилей и совершенно неестественное их чередование и взаимопроникновение.
Рококо в России обычно связывают с периодом правления Елизаветы Петровны и зачастую называют его елизаветинское барокко. Рококо в России была свойственна крупномасштабность и вычурность. Главным представителем французского рококо был Франческо Бартоломео Растрелли, родившийся в Париже и проживший там первые пятнадцать лет. После приглашения его отца, Карло Растрелли, скульптора при королевском дворе, в Россию, Бартоломео поехал вместе с ним.
Русское рококо не имело столь широкого распространения как барокко или классицизмом, оно затронуло лишь:
- орнаментальное искусство;
- монументально-декоративное искусство;
- декоративно-прикладное искусство.
И только отчасти рококо воплотилось в архитектуре и интерьерах.
Развитие рококо было прервано восшествием на престол Екатерины, которая отдавала предпочтение классицизму.
Рисунок 1. Рококо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблема рококо в русской архитектуре
Рококо имело европейское происхождение, как и барокко, это искусство придворных кругов. В основном оно проявило себя в архитектуре Санкт-Петербурга, новой столицы и не коснулось других городов.
Основные элементы рококо – рокайли и картуши, свойственные западноевропейской культуре, не прижились в России.
Растрелли в своих проектах проявил блестящий талант, он умело сочетал цвета, элементы композиции, создавая гармоничные и выразительные объекты, которые поражали своим великолепием, но не отличались излишней пышностью, диссонансом частей и целого. Растрелли виртуозно владел пропорциями и пластикой.
Элементы рококо присутствовали в нескольких его постройках:
- летняя резиденция Елизаветы Петровны, которая не сохранилась до наших дней (в проекте были использованы элементы барокко и рокайли);
- павильон в Царском селе.
Позже, в усадьбе Кусково был возведен павильон «Грот», по проекту крепостного архитектора графа Шереметьева Федора Аргунова. Считается что этот павильон очень похож на павильон Растрелли в Царском селе и также выполнен в стиле рококо.
Элементы рококо в своем творчество использовал и Антонио Ринальди, один из ведущих архитекторов при Екатерине Алексеевне. Его Китайский дворец в Ораниенбауме, Дворец Петра III, Китайская деревня и Китайский театр обладают эстеткой порожденной эстетикой рококо.
Во время правления Елизаветы Петровны в России началась мода на фарфор, введенная самой императрицей, которой хотелось иметь фарфоровое производство в России. В ее «Собственном сервизе» были воплощены многие элементы елизаветинского рококо в миниатюре.
В отличие от барокко рококо не получил в России распространения, после эпохи барокко наступает пора классицизма, который гораздо строже относится к украшательствам. В живописи рококо получил большее развитие, в том числе за счет того, что в Россию прибыли иностранные мастера, способствовавшие формированию академической живописи. Иоганн Гроот, Фредерик Ротари, а также Луи Кравакк были главными представителями рококо. Их ученики Иван Вишняков, Иван Аргунов использовали рокайльную кукольность (игрушечную тонкость портретов) , смесь изысканности и примитивности в своих работах. В скульптуре рококо проявился себе еще менее отчетливо, но его элементы использовались в эпоху классицизма и могут быть найден даже в скульптуре Медного всадника, в его мелкой пластике. Это не столько использование рокайлей и подобных ему форм, сколько изящество силуэта, выявление фактуры при обработке поверхностей.