Подземное строительство
История подземного строительства столь же древняя, как и история надземного строительства. По данным археологов, уже неандертальцы строили первые подземные объекты, их возраст превышает 175 тысяч лет. По предположениям ученых первые подземные жилища возникали вследствие расширения пещер. Поземное пространство имело различное назначение, в одних культурах оно было связано с захоронениями, в других служило местом защиты от врагов.
Конечно, в прежние времена процесс подземного строительства шел очень медленно из-за твердости грунтов, отсутствия эффективных инструментов, хрупкости сводов, но с появлением пороха, процесс ускорился, а после изобретения динамита в 18 веке появилась возможность разрабатывать даже скальные грунты.
Подземные пространства в крупных городах стали использовать для прокладки коммуникаций:
- системы центрального водоснабжения;
- центральной канализации;
- системы центрального отопления.
Также в 19 веке появляются первые подземные коммерческие помещения и метро.
В конце 20 и начале 21 века появляется техническая возможность для увеличения масштабности проектов в области подземного строительства за счет автоматизации процессов проектирования, более широких возможностей для изысканий.
Подземное строительство всегда сдерживается вопросами целесообразности - зачем тратить энергию и силы на сложную работу с грунтами под землей, если городам можно расти вверх, но потребности общества постепенно меняются, и сооружение подземных этажей для парковок, складов становится оправданным.
Подземное строительство считалось и считается одной из самых опасных отраслей строительной индустрии, но постепенно оно становится более безопасным за счет автоматизации процессов и уменьшения доли ручного труда.
Самыми распространенными объектами подземного строительства являются тоннели, они строились еще в дописьменные времен и до сих пор расположение многих из них неизвестно.
Тоннель – это протяженное подземное сооружение, которое используется для пропуска транспортных средств, коммуникаций, пешеходов или воды.
Рисунок 1. Во многих концептуальных проектах подземное пространство используется для размещение транспортных средств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подземное строительство как вектор городского развития
Многие урбанисты в своих работах подчеркивают насколько губительно для города разрастание, когда современный город теряет цельность, развиваясь вширь и вверх, при этом возможности подземного строительства таят в себе варианты городского развития, которое не приведет к разрастанию, а наоборот позволит соединить то, что было разобщено. Сегодня под землей возводятся объекты, которые предназначены для временного пребывания людей, в их числе:
- станции метро;
- склады;
- паркинги;
- архивы;
- технические помещения.
Чтобы этот список расширился необходимо решить вопрос с инсоляцией. С помощью световода можно провести солнечный луч через толщу земли и осветить подземное пространство даже большого размера. Следующими возникают вопросы эвакуации и воздухообмена. То, что в надземном помещении решается простым открытием окна в подземном возможно только с помощью специальных инженерных систем.
Рисунок 2. Подземное строительство может иметь большие масштабы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие подземного строительства всегда зависело от размеров финансирования. Новые станции метро – дорогостоящий проект, но он абсолютно оправдан в перерасчете на часы, проведенные в пробках на выезде из города. Гораздо больше городских объектов может функционировать под землей без ущерба функциональности, эстетике или безопасности, чтобы городские улицы стали свободнее и просторнее.