За последние годы количество жителей на планете Земля растет с невероятной скоростью, еще не так давно, в 2011 году это были 7 миллиардов человек, а к началу 2022 на земле проживает уже почти 8 миллиардов, хотя по прогнозу этой цифры мы должны были достигнуть только к 2024 году. В этих условиях ценность территорий и земли повышается, а вопрос строительства жилья и инфраструктуры становится первостепенным.
Подземная урбанистика
Интерес человечества к подземным пространствам был всегда, и если изначально подземное пространство ассоциировалось с чем-то мрачным и темным, использовалось для захоронений, то с развитием орудий труда расширился и его функционал. Под землей образовывались целые города, в которых в безопасности могли разместиться на случай нападения жители.
Подземная урбанистика развивается и сегодня, эта часть архитектуры исследует возможности использования городского подземного пространства в соответствии с современными требованиями. С момента принятия курса на устойчивое развитие были пересмотрены ценности и ориентиры, вместо сиюминутного удовлетворения потребительского спроса ориентир был сдвинут на потребности будущих поколений, их потребность в чистом воздухе и воде. В рамках этого подхода были пересмотрены и многие архитектурные концепции, в том числе и городское развитие. Проблема неконтролируемого роста городов наблюдается уже больше 100 лет, но до сих пор ей не было найдено эффективного решения и города продолжают разрастаться, как и подземные пространства под ними.
Использование подземного пространство позволит добиться эколого-экономического благополучия, но это возможно лишь при комплексном проектировании разработке генеральных планов с учетом новых возможностей.
Подземные пространства могут рассматриваться локально или комплексно. К примеру, известным примером подземного сооружения является торговый центр Охотный ряд» в Москве.
К объектам, которые могут быть перенесены в подземное пространство, можно отнести:
- транспорт, вся система общественного и личного транспорта может функционировать под землей;
- склады и хранение, многие складские помещения не требуют света и могут охраняться дистанционно;
- производства, также известны автоматизированные комплексы, которые управляются дистанционно и соответственно в них нет необходимости создавать условия, подходящие для долговременного пребывания человека, они будут с одинаковой эффективностью работать и под и над землей;
- общественные здания также размещают под землей, к примеру рестораны и кафе, имеют свою особую атмосферу;
- объекты социальной инфраструктуры, к примеру бомбоубежища.
Рисунок 1. Концепция использования подземного пространства для размещения транспортной инфраструктуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Lights-out manufacturing – это автоматизированные производства, не требующие присутствия человека и создания рабочих мест и соответственно не требующие искусственного освещения.
Примеры использования подземного пространства
Как отмечалось ранее подземные города появились достаточно давно, чаще всего их разрабатывали в тех местностях, где породы были достаточно мягкими и податливыми, легко обрабатывались, к таким материалам можно отнести туф и известняк.
Обратимся к более современным примерам:
- более 25 лет назад в Канаде был возведен подземный город под названием Ратн,
- в подземном городе Монреаля разместилась вся необходимая инфраструктура, здесь можно найти торговый центр, отель, университет и метрополитен;
- самый большой подземный город построен в Японии, он привлекает туристов и представляет все возможности для комфортного отдыха, в нем можно найти рестораны и кафе, магазины и салоны;
- в рамках развития города Пекин планируется использовать подземное пространства для транспорта, оставив залитые солнцем улицы для пешеходов;
Новые города, которые создаются с нуля, имеют больше возможностей для освоения подземного пространства, если этот фактор включен в генеральный план развития города.
Рисунок 2. Концепция землескреба, антипода небоскреба, устремленного в толщу земли, а не ввысь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подземная урбанистика приверженцами этой концепции рассматривается как единственно возможный путь к устойчивому развитию и сокращению роста городов, умеренному потреблению, уменьшению доли личного транспорта и созданию эффективности системы общественного транспорта. Но переводя многие процессы в подземное пространство вопрос экологичности остается открытым, также требуют очистные сооружения, фильтрация, только в этом случае, направленная на предотвращение загрязнению почвы.