Сварка
Соединение металлоконструкций может быть реализовано разными способами – сваркой, болтами или заклепками. Сварка считается одним из самых надежных соединений.
Для сваривания двух элементов применяют газовые горелки или электрическую дугу, разработаны ГОСТы (14771-76, 5264-80 и другие), в которых описаны требования к выполнению сварки. Точный расход металла можно узнать в расчетах, но обычно он составляет не более 1,5 процентов от массы изделия, расход электродов оценивается как как произведение массы на коэффициент.
Используются следующие способы сварки конструкций:
- автоматическая сварка применяется на крупных объектах при больших объемах работ, она выполняется по контактной или электрошлаковой методике;
- полуавтоматическая сварка предполагает, что сварщики формируют шов сами, но не контролируют поступление электродов, так как они размещены в подающем устройстве;
- ручная сварка применяется в неответственных местах и задачах.
Сварные конструкции делятся по назначению на авиационные, строительные, судовые и вагонные. По толщине сварные конструкции могут быть тонкостенными или толстостенными. Все требования по выполнению сварного соединения указываются на чертежах и в примечаниях к ним. Все выполненные методом сварки соединения должны быть прочными и надежными. Особые требования могут предъявляться к ответственным металлическим конструкциям.
Чертежи на металлические конструкции разрабатываются в двух стадиях, изначальная маркировка КМ предполагает, что конструкции и сварка обозначены общем виде. На стадии КМД, конструкции металлические детализированные, для каждой детали будут уточнены все характеристики, по ним будет организовано производство и сварка.
Для того, чтобы правильно прочитать чертеж начинают с первой схемы, которая дает общее представление, затем изучают ведомость элементов, где показаны размеры и сечение в эскизе.
Также при сварке необходима и технологическая карта, в которой будут подробно описаны все этапы и действия. Разработкой этой карты занимается инженер-технолог, он задает рациональные параметры исходя из условий ведения работ. Помимо технологии описывается и контроль за результатом работ.
Электрическая дуга – это электрический пробой газа, вызывающий длительный электрический разряд, применяется для сварки, получения металлов, освещения и прочих целей.
Рисунок 1. Сборка под сварку прописывается в технологической карте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подготовка металлических элементов под сварку
Перед началом сварки согласно технологии производства работ, конструкции и детали должны быть соответствующим образом подготовлены:
- сначала осуществляется правка металла, этот этап необходим, так как в процессе доставки детали могут деформироваться, если оставить их в таком виде, в стыке могут появиться зазоры, что приведет к снижению качества сварного шва. Если деталь деформирована слишком сильно, то она признается бракованной;
- далее выполняется разметка, она может быть ручной или оптической, также применяется мерная резка;
- затем выполняется резка металла, если это необходимо. Резка бывает механической или термической. При механической резке применяются инструменты, при технической температурная обработка;
- далее следует зачистка изделия от механических загрязнений. При контакте с воздухом на поверхности метала образуется оксидная пленка, которая также препятствует качественной сварке, ее удаляют щеткой или болгаркой;
- кромки деталей зачищают и подготавливают для сваривания. По форме кромки могут быть X-образные, V-образные и плоские;
- на финальном этапе выполняется сборка под сварку, детали фиксируют, может использоваться точечная сварка для сохранения положения. Сборка выполняется только после полной подготовки.
Рисунок 2. Выполнение подготовки под сварку. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы в сварном соединении не было пор, на 30 мм по обе стороны от зазора поверхность зачищается от влаги, масла, грязи и ржавчины. Зачистка ведется ветошью, стальными щетками, травлением.
В общем виде подготовка к сварке включает правку, разметку, резку, зачистку, подогрев, гибку и обработку кромок. Васе эти этапы выполняют друг за другом для создания качественного и надежного соединения. Подготовка металла к сварке также описывается в технологических картах и должна выполняться и контролироваться вышестоящим лицом.