Площадь трех вокзалов
Комсомольская площадь более известна в народе как «Площадь трех вокзалов».
Комсомольская площадь одна из самых узнаваемых площадей столицы, на ней расположены Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы. До 1933 года площадь носила название Каланчевская.
По одной из версий площадь получила это название из-за деревянной вышки (каланчи) у дворца Алексея Михайловича. По другой версии на площади стояло две вышки – каланчи, их показательно штурмовали солдаты во время празднования взятия Азова.
Известно, что территория площади стала относится к Москве при Екатерине II.
В 1849 году на площади был возведен первый из трех вокзалов, назывался он Николаевский. Это был первый вокзал в Москве. В честь императора он был назван уже после его смерти. Архитектором здания был К.А. Тон. Это здание вокзала сохранилось до наших дней, но роскошная императорская отделка была утрачена. Первые пассажиры ходили по дубовому паркету, но в результате многократных изменений и расширений все внутреннее убранство изменилось.
Рядом с Николаевским вокзалом в 1862 году был построен Ярославский вокзал по проекту Р. Кузьмина, но его достаточно быстро заменили на новое здание по проекту Ф. Шехтеля.
В 1862-1864 гг. возводится здание Рязанского вокзала, так как началось строительство дороги на Казань. В 1914 г. старый Казанский вокзал был заменен новым зданием, архитектор – Алексей Щусев. Спустя 9 лет Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, как и сам вокзал.
Площадь переименовали в 1933 году, а следующие 2 года шло строительство первой линии метрополитена. На площади метрополитен возводили открытым способом. Было построено 2 станции метров, одна на Сокольнической линии, а вторая на Кольцевой.
Завершился ансамбль площади в 1952 году, после открытия гостинцы Ленинградская.
Рисунок 1. Площадь трех вокзалов в Москве начала формироваться при Екатерине II. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Казанский вокзал
Все три вокзала на площади обладают уникальной архитектурой и весьма интересны. Но остановимся подробнее на истории Казанского вокзала.
Первое здание вокзала было построено в 1864 году, и назван был вокзал Рязанским, так как являлся конечным пунктом московско-рязанской железной дороги. Связь между Москвой и Казанью по железной дороге была налажена только в 1912 году, и вокзал назвали Казанским.
По историческим сведениям первое здание вокзала было деревянным, а линию открыли еще не завершив всех работ. Спустя два года построили каменное здание, сохранилось в истории и имя его архитектора – Матвей Левестам. По описаниям это каменное здание было небольшим, его украшала небольшая башня с часами. С середины 19 века до наших дней сохранилось лишь здание веерного депо.
После открытия сообщения с Казанью пассажиропоток существенно возрос. Но акционерное общество решилось на реконструкцию вокзала лишь в 1910 году.
Был объявлен конкурс, в котором приняли участие:
- Ф. Шехтель;
- А. Щусев и другие.
Проекты Шехтеля и Щусева были чем-то похожи, но правление выбрало проект, предложенный Щусевым. Финальный вариант был утвержден в 1912 году.
Строительство нового вокзала началось в 1913 г. и по воспоминаниям очевидцев стройка эта затмила все предыдущие. На возведение были выделены огромные средства, а в команду набраны лучшие архитекторы и художники.
Чтобы создать великолепные интерьеры Казанского вокзала были приглашены:
- А. Бенуа;
- З. Серебренникова;
- Е. Лансере;
- Б. Кустодиев.
Масштабную стройку пришлось остановить во время Первой мировой войны, позже проект решили реализовать в упрощенном стиле, в итоге первый этап строительства удалось завершить лишь в 1926, а закончилась стройка в 1940 г., при этом от многих планов пришлось отказаться.
В своем проекте Щусев стремился создать гармонию и созвучие между новым зданием Казанского вокзала и уже существующими вокзалами. Казанский вокзал представляет собой сложную композицию разновеликих масс, но зрительного единства удалось достичь за счет многоярусной башни, выполняющей роль доминанты. Эта башня стилизована под символ Казани – башню Сююмбике.
Новые корпуса вокзала были построены в конце 90-хх годов, таким образом вокзал получил п-образный план. В 2010 году был возведен пригородный вокзал. Сегодня пассажиропоток Казанского вокзала составляет 1400 человек в час.