Русские зодчие
Международный фестиваль «Зодчество» является одной из главных площадок для общения всего российского архитектурного сообщество. Название этого фестиваля было выбрано не случайно, оно напоминает об истоках русской архитектуры.
Зодчими на Руси называли строителей и архитекторов, собственно тех, кто занимается зодчеством. В основе слова зодчий лежит «зьдъ», то есть глина, хотя версий происхождения этого термина несколько:
- зодчий родственно словам «здание», «созидати», которые вошли в употребление в конце 14 века;
- «зьдьчий» в значении мастерового или владетеля.
Таким образом исконно русское слово «зодчий» имело широкую трактовку, зодчими называли как ремесленников, работавших с глиной, так и строителей и мастеровых.
Схожие по звучанию слова можно найти и в других языках, к примеру, в хорватском или чешском.
К зодчим обращались с просьбой о строительстве домов, сараев, срубов, бань, храмов, дворцов. Свое искусство они передавали ученикам, подмастерьям. Постепенно самые успешные строители формировали артели.
Артель – это добровольное профессиональное объединение для совместной работы
Стоит также отметить, что навыками работы с деревом мальчиков учили с детства. Оплатить труд зодчих могли только состоятельные семьи, в большинстве своем все свои постройки крестьяне возводили собственными руками.
Первые псковские зодчие
Псков является колыбелью самобытной и самостоятельной архитектурной школы, которая формировалась столетиями. На ее формирование оказывали влияние и география, и климат региона, и политическое положение города, который был вынужден обороняться от набегов. В городе работали артели, сформированные из крестьян и горожан, хорошо знающих способы обработки дерева, работу с природными материалами, рельеф местности. В Пскове строили из известняка, которого было в избытке в местных карьерах. Большие плиты легко поддавались обработке и из них формировалась основа каменной кладки, которая скреплялась известковым раствором. В тех местах, где требовалась толщина стены более двух метров, применяли засыпку булыжными камнями и раствор между каменными плитами.
После возведения каменного массива стены белили. Несмотря на то, что чистовая обмазка подчеркивала неровности стен, этот прием стал визитной карточкой псковских зодчих, которые не стремились к идеальной ровности, а хотели отразить природные цвета, свет и тени. Скульптурность псковских храмов стала характерной чертой, как и ступенчатые арки.
Другой характерной чертой псковских зданий является долговечность и устойчивость, которые достигалась за счет большой толщины стен. Псковские зодчие проявили высокое искусство в формировании сводов, ступенчатых арок, боевых башен. Слава псковских зодчих распространилось далеко за пределы города и их стали приглашать для строительство храмов в Москве, Казани и Свияжске.
Рисунок 1. Псковские матера возводили Благовещенский собор Московского кремля, 16 век. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоит также отметить, что основы каменного зодчества на Руси были сформированы византийцами, и псковские мастера учились на культовых зданиях 12-14 века. Первый псковский каменный собор был построен до 1156 года из местного плитняка и кирпича, затем была выполнена обмазка стен раствором известняка. В 13 веке был построен второй храм, Ивановский собор, который являлся усыпальницей жен псковских князей. Обе церкви имеют небольшой размер.
Декоративное убранство псковских храмов традиционно было скромным. На апсидах и барабанах использовали поребрик, над оконными проемам размещали бровки.
В 14-16 веках при храмах стали возводить звонницы, которые представляли собой либо отдельные сооружения, либо они ставились на один из фронтонов церкви.
В целом городская застройка этого периоды была сформирована:
- срубными бревенчатыми избами;
- амбарами;
- банями;
- хлевами;
- полуземлянками;
- общественными амбарами;
- личными клетями;
- храмами и церквями.
В домах как правило применяли трехчастную композицию, в которой по середине находились сени. Постепенно планы домов усложнялись, а на нижних этажах стали хранить товары и имущество. В некоторых домах можно заметить разделение на мужскую и женскую половины.