В течение 18 века в России господствовали два архитектурных стиля – барокко и классицизм.
Периодизация русской архитектуры XVIII века
К началу 18 века завершается почти семисотлетний период древнерусского зодчества, на смену ему приходят архитектурные стили, в которых будет воплощена вся сила и мощь огромной империи. Развивается не только архитектура, но и градостроительство.
Периодизация стилей:
- начало восемнадцатого века- первая треть восемнадцатого века – расцвет барокко;
- с середины восемнадцатого века на смену барокко приходит классицизм.
Развитие русского барокко началось еще в конце 17 века, московское барокко переняло многие черты украинского барокко, но с приходом к власти Петра I наступает время нового стиля - петровского барокко. Этот стиль ориентировался на европейскую архитектуру, императора восхищали шведские, голландские и немецкие города. В своих заграничных поездах он искал идеальные образцы, которые позже воплотит в своем городе на Неве. Приглашая на работу иностранных архитекторов (Д. Трезини, Ж.Б. Леблона, А. Шлютера, Н. Микетти и др.) Петр I создавал условия для то, чтобы с одной стороны избежать влияния русского стиля на облик новой столицы, а с другой, чтобы сформировать новую собственную архитектурную школу, воспитанную на лучших образцах мировой архитектуры.
В архитектуре этого периода видна масштабность, но при этом фасады отличаются сдержанным убранством и простотой членений.
Младшая дочь Петра I, Елизавета, продолжила начатую отцом масштабную строительную кампанию, с ее приходом к власти начинается период елизаветинского барокко, осуществляются проекты Франческо Бартоломео Растрелли, появляются Зимний дворец, Екатерининской дворец. Елизаветинское барокко более пышное и декоративное. В отделке применялось золото, чтобы подчеркнуть величие и статусность. В силу его характеристик, в некоторых источниках говорится, что елизаветинское барокко было ближе к рококо,
Начиная с шестидесятых годов 18 века на смену барокко приходит классицизм, этот процесс шел постепенно, завершенный вариант классицизма сложился лишь к восьмидесятым годам. Известными мастерами классицизма были И. Старов и Дж. Кварнеги. По проекту Старова был возведен Таврический дворец, одно из самых узнаваемых зданий Санкт-Петербурга, а также Князь-Владимирский собор и Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Классицизм в начале 19 века трансформировался в стиль ампир, одним из самых известных сооружений в стиле ампир является Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Рисунок 1. Архитектура 18 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Елизаветинское барокко
Елизавета Петровна правила страной на протяжении двадцати лет, с 1741 по 1761 годы. В силу того, что будущая императрица воспитывалась под влиянием новых европейских веяний и преданий русской старины, она умело сочетала оба направления. С начала ее правления русские традиции вновь получают заслуженное внимание. Она расширила круг приглашаемых в Россию лиц, теперь это были не только зодчие, но и музыканты, актеры, живописцы.
На время правления Елизаветы Петровны пришелся расцвет рококо в Западной Европе, в России же произошло необычное слияние барокко, рококо и раннего классицизма, которые проявились в стиле Растрелли. С именем этого архитектора связаны все масштабные и значимые проекты 1740–1760 годов:
- Воронцовский дворец (1749–1758);
- Строгановский дворец (1745–1750);
- Петергофский дворец 1745–1750);
- Церковь Большого Петергофского дворца (1747–1751);
- Смольный собор (1748–1764);
- Зимний дворец (1754–1762).
В растреллиевском стиле русское узорочье сочеталось в французскими рокайлями, обильной позолотой и сдвоенными колоннами.
Узорочье – это название архитектурного стиля, в котором использовались затейливые формы орнаменты, характерные для русской архитектуры.
Рисунок 2. Особенности архитектуры 18 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во многих отношениях 18 век стал одним из самых плодотворных с точки зрения формирования архитектуры, облика новой России и репрезентации ее возрастающей роли на мировой арене. Используя те наработки, которые уже имела европейская школа, архитектура России развивается собственным, характерным только для нее путем, где многие стили оказываются перемешаны.