Византийская империя
Византия – государство, сформировавшееся в 395 году нашей эры вследствие давления гуннов на Римскую империю, распавшуюся на две части (западную и восточную). Государство просуществовало до 1453 года.
Вследствие распада Римской империи Константин Великий перенес резиденцию римских императоров в Византию. Это событие стало одним из важнейших в истории Европы. В то время, как Древний Рим вследствие нашествия варваров на Италию и разложения всего античного строя терял былое величие, новая столица приобретала всё большее значение и в конечном итоге сделалась центром блестящей цивилизации. Эта цивилизация впоследствии распространилась на Восток и даже на некоторые западные страны.
Черты византийского зодчества
Византийское зодчество заимствовало формы от античной архитектуры. Зодчие постепенно видоизменяли античные формы, а в течение V века выработали уникальный стиль, предназначенный исключительно для религиозного строительства. Тип новых религиозных сооружений существенно отличался от типа древнехристианских базилик.
Одной из главных особенностей византийского архитектурного стиля являлось применение купола в качестве покрытия средней части сооружения. Такая конструкция получила свое название: центрально-купольная. Надо сказать, что купол уже был известен человечеству (в языческом Риме были широко распространены купольные постройки небольших размеров). Однако, в большинстве случаев купол помещался на круглом основании, а если купол размещали на квадратном или многогранном основании, то между ним и куполом не существовало ожидаемой органической связи.
Рисунок 1. Храм Святой Ирины в Константинополе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Действительно, если представить себе параллелепипед и попытаться перекрыть его куполом в виде сферического сегмента, то купольная конструкция будет опираться только на четыре точки вертикальных стеновых конструкций, а внутри сооружения сформируются впалые углы, которые будут вредить впечатлению легкости и гармоничности здания.
Для решения этой проблемы византийскими зодчими было предложено срезать углы параллелепипеда таким образом, чтобы верхние части вертикальных несущих конструкций воспринимали нагрузку от дугообразной формы. С этого момента купол стал покоиться на вершинах этих четырех дуг, он был связан с нижней частью здания поверхностями треугольной формы.
Надо сказать, что в первых византийских постройках купол имел довольно плоскую форму, позднее – более возвышенную. Купол опирался непосредственно на арки или паруса. С развитием византийского стиля между вертикальными конструкциями и куполом стал возводиться цилиндрический барабан, поэтому религиозные сооружения стали увенчиваться уже не полусферическим элементом, а возвышенной главой. Часто здания имели помимо главы или купола над средним объемом еще два, четыре или более куполов над второстепенными пространствами.
Вокруг среднего подкупольного пространства в византийских религиозных сооружениях шла галерея (за исключением алтарной стороны), которая напоминала церковные хоры. Она была предназначена для женщин, которые присутствовали на богослужении, поэтому называлась гинекеем. Покрытие галереи снизу поддерживали колонны, антаблемент которых состоял из полуциркульных арочных конструкций. Капители колонн в византийской архитектуре были лишены абаки и имели оригинальную форму усеченной пирамиды, обращенной меньшим основанием вниз.
Примечательно, что внутренность византийских религиозных зданий не отличалась сложностью архитектурных форм, но зато стеновые конструкции здесь облицовывались дорогими мраморными блоками, своды в верхней части обильно украшались позолотой и мозаичными изображениями библейских сюжетов. Снаружи здание представляло собой двухъярусное сооружение с продолговатым и круглым верхом. Оконные проемы, расположенные в верхнем ярусе, нередко группировались попарно или даже по три. При этом каждая из групп отделялась от предыдущей небольшой колонкой. Помимо оконных проемов в стенах для освещения были предусмотрены окна в куполе или в тамбуре главы.
Среди наиболее известных византийских построек можно выделить:
- Храм Софии в Константинополе (ныне Стамбул);
- Храм Святой Ирины в Константинополе;
- Монастырь Студеница в Сербии;
- Софийский собор в Киеве.
Строительные материалы
Излюбленным строительным материалом Византии была плинфа – крупный и плоский обожженный кирпич размером 35х35х5 см. Восточные регионы империи, характеризующиеся большими залежами известняка и туфа, использовали кладку из тесаных камней на растворе (например, Сирия или Закавказье). Вяжущим веществом для раствора служила известь, к ней подмешивали измельченный кирпич для большей прочности и стойкости к воздействию влаги.
Рисунок 2. Храм Софии в Константинополе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нередко применялась и смешанная кладка. Она состояла из 3-5 рядов плинфы, уложенной на толстом слое раствора и нескольких слоев обработанного камня. Как правило, наружная поверхность стен не штукатурилась. Быстротвердеющий известковый раствор позволял возводить каменные своды и купола. Для большей прочности конструкции или увеличения декоративных свойств нередко в кладку добавляли ряд тесаного камня или мрамора.
В восточных регионах Византийской империи в кладке преобладал естественный камень, а купола и своды возводились по специальным кружалам. Конструкция купола усиливалась растяжными кольцами, изготовленными из дубового бруса или полосового металла.
Более мелкие архитектурные детали, например, колонны и капители изготавливались из разных видов мрамора и порфира. Капители обычно покрывались позолотой. Базы колонн выполнялись из профилированного белого мрамора, который отлично контрастировал с сочными цветами колонн (для их изготовления применяли цветной мрамор).