Эпоха Великой Французской Революции
Во Франции в период Великой Французской Революции не было построено ни одного значимого здания.
В эту эпоху церковь святой Женевьевы стала Пантеоном, Дом Инвалидов превратился в храм Человечности.
Только в 1794 году создалась Комиссия художников, занимавшаяся благоустройством города, и планированием изменений в его облике.
Французская архитектура эпохи Наполеона I
Главная роль в эпоху Наполеона отводится неоклассицизму. При этом архитектурные формы приобретают особую торжественность и пышность, а масштабы обретают грандиозный размах. Неоклассицизм времён этого времени стали называть ампиром. В эпоху Наполеона начинается активная реконструкция Парижа. Наполеон, став императором задумал превратить Париж в Новый Рим. При нем перестраивают активно центр Парижа.
Средневековые кварталы соединяют системой проспектов. Знаменитая улица Риволи заполняется типовой застройкой. Бесконечные повторы аркад взяты у итальянских архитекторов. Основные монументы во Франции, заложенные в этот период:
- триумфальная колонна на Вандомской площади, построенная в 1806-1810 годах, возведенная архитекторами Лепером и Гондуэном;
- триумфальная арка Великой армии в самом центре площади Звезды, построенная в 1806-1837 годах архитектором Шальгреном.
Архитекторы Персье и Фонтен в 1806-1808 годах создают арку площади Карузель. Трехпролетная арка из разноцветного мрамора представляет собой красивую полихромию, характерную для интерьеров той эпохи.
До 1866 года продолжается активное строительство в районе Вандомской площади. На Вандомскую площадь вела улица Риволи.
Во Франции готика в архитектуре возникает позже, чем в других странах, примерно с тридцатых годов 19 века. В этот период храмовое строительство начинает свое яркое и интересное развитие. Ампир перестает быть универсальным художественным языком.
Промышленная архитектура
Промышленное или техническое направление в архитектуре также активно развивается во Франции. Это здания, стоящие на периферии искусства: склады, вокзалы, торговые помещения. Их не стремятся подвести и украсить в определенном стиле, именно поэтому эти архитектурные решения кажутся более смелыми и новаторскими.
В связи с тем, что в 19 веке сталь становится очень дешёвым материалом и металлические конструкции позволяют перекрыть большие проёмы, конструкции из этого материала возводятся на протяжении большого периода времени.
Примером промышленной архитектуры во Франции является Центральный рынок в Париже, построенный в 1853 году. Он просторный, с максимально большими пролетами, чтобы покупатели могли спокойно передвигаться.
Активное вокзальное строительство началось в 1830-1840-х годах. Лидером наравне с Англией являлась Франция. Ярким примером является Восточный вокзал, находящийся в Париже. В нем сочетаются несколько стилистических решений.
Знаменитые сооружения Франции
Лувр. Луи Висконти отстроил новое здание Лувра. В нем очень ярко и достаточно чётко вырисовываются особенности нового стиля и вкуса. Лувр был ориентирован на площадь Карузель и изначально строился как музей, но при этом выглядел как дворец. Его характерными особенностями было то, что центральная часть и боковые компартименты были отмечены павильонами. Отразился в нем и признак национальной архитектуры – высокая кровля. Лувр изобилует пластикой, в нем прослеживаются некоторые итальянизмы. Это здание в дальнейшем будет огромное количество раз повторяться. Его часто будут использовать в качестве прототипа для отелей.
Гранд Опера. Здание Гранд Опера построено в 1862 году в стиле Необарокко. На его фасаде красуется гигантский ордер. В этом архитектурном сооружении множество итальянизирующих моментов. Образцом для всей Европы стали огромный купол, венчающий композицию и богатый декор. Это театральное здание в последующие годы находило отклик в разных архитекторских решениях в Европе. В Гранд Опера обильно представлена скульптура. На кровле здания в скульптурных композициях присутствует позолота. Внутри театра отделка выполнена роскошными материалами, с обилием позолоты, мрамора и хрусталя. Гранд Опера является одновременно храмом искусств и дворцом.
Рисунок 1. Гранд Опера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эйфелева башня. Эйфелеву Башню построили в 1889 году. История ее происхождения удивительна. В Париже в 1889 году, была проведена Всемирная выставка, посвященная столетнему юбилею Французской революции. В этот момент городские власти поручили воздвигнуть временное сооружение, которое бы служило входной аркой.
Конкурс инженерных и архитектурных проектов на определение архитектурного облика предстоящей Всемирной выставки начался первого мая 1886 года. Более 107 претендентов приняли участие в конкурсе. Большинство из них в определенной степени повторяли проект башни, которую предложил Эйфель. Проект Эйфеля стал одним из четырёх победителей в конкурсе. К окончательной победе Эйфеля привели внесенные изменения, которые привели проект к компромиссу между чисто инженерной схемой конструкции в первоначальном варианте и конечным декоративным вариантом башни. Следует отметить, что идея башни принадлежала не Эйфелю, а его сотрудникам — Эмилю Нугье и Морису Кёхлену. Такое сложнейшее сооружение, как башня, собрать в течение двух лет стало возможно только потому, что Эйфель использовал особые методы в строительстве.
Для большей изысканности башни, архитектору Стефану Совестру поручили поработать над художественным обликом знаменитого сооружения. Совестр предложил обшить опоры цоколя камнем, связать опоры башни и площадку первого этажа при помощи величественных арок, ставшими главным входом на выставку. На этажах башни он предложил разместить огромные застеклённые залы, а верхушке башни придать округлую форму и украсить разнообразными декоративными элементами.
Рисунок 2. Эйфелева башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эйфель и муниципалитет Парижа в январе 1887 года подписали договор, по которому Эйфелю в личное пользование по договору аренды предоставлялась башня сроком на двадцать пять лет, также договором предусматривалась денежная субсидия в размере полутора миллионов франков, которая составляла четверть всех расходов на грандиозное строительство. Финальный бюджет строительства составил около восьми миллионов франков.
В течение двух лет, двух месяцев и пяти дней триста рабочих выполняли строительные работы. Быстроте возведения способствовали чертежи безупречно высокого качества с указанием очень точных размеров. Уже 31 марта 1889 года, Эйфель пригласил нескольких чиновников подняться на одну тысячу семьсот десять ступеней.
За свою историю башня не раз меняла свой цвет: от желтого цвета до красно-коричневого. Последнее время Эйфелева башня красится неизменно в «коричневый-эйфелевый» цвет, который официально запатентован и близок к естественному бронзовому оттенку.
Вес только металлической конструкции башни составляет 7300 тонн, а ее общий вес 10100 тонн.
Нижний этаж башни - это пирамида, которая образуется четырьмя колоннами, соединяющимися арочным сводом на высоте 57,63 метров. На своде расположена первая квадратная платформа Эйфелевой башни. На этой платформе располагается вторая пирамида-башня, которая также образуется четырьмя колоннами, соединенными сводом и завершенная второй платформой. Четыре колонны на второй платформе сближаются пирамидально и переплетаясь, образуют пирамидальную колонну, которая несет на себе третью платформу, такой же квадратной формы. На третьей платформе возвышается маяк с куполом, на высоте трехсот метров над которым находится площадка. На башню ведут лестницы, состоящие из 1792 ступеней, а также лифты.